Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Атомные батарейки», извлечение лития и даже «топологическое моделирование гамильтоновых систем»: за что вручал премии Путин

Кадр из видео.

тестовый баннер под заглавное изображение

Президентская премия за значительный вклад в развитие отечественной  науки присуждается уже почти 20 лет. Но с 2019 года она стала не только престижной, но и, что и называется, денежной — каждый  из четырёх лауреатов (иногда это не один человек, а коллектив авторов) получает по 5 млн руб. Претендовать на премию могут молодые учёные не старше 35 лет, поэтому трое из награждённых этого года  впрыгнули буквально в последний вагон. Александр Аникин и Павел Моисеев родились в сентябре 1990 года, а Виктория Ведюшкина — в мае. 

Владимир Путин, представляя лауреатов участникам церемонии, среди которых были профильные министры и известные учёные, рассказал, что Аникин и Моисеев создали безопасные ядерные батарейки. Они способны работать под водой, в космосе, при экстремальных температурах и при этом не требуют обслуживания и подзарядки. Эдакий вечный источник энергии без проводов и аккумуляторов. «Такие устройства необходимы для развития автономных, беспилотных аппаратов и систем, создания нового поколения самолётов, спутников и ракет», — объяснил президент.

Название следующей разработки в устах диктора церемонии звучало так: «За открытие и исследование обобщённых биллиардов и топологическое моделирование гамильтоновых систем». Вручая награду Виктории Ведюшкиной, президент честно  признался, что сам ни за что бы такое не выговорил. «Главное, что я выговариваю», — не растерялась учёная. Ведюшкина вместе с Владиславом Кибкало и Глебом Белозеровым занимается фундаментальными исследованиями в области математики. Их открытие будет востребовано при создании лазеров, коллайдеров и систем искусственного интеллекта. «Именно такие масштабные заделы в знаниях позволяют не догонять, не копировать чужое, а самим задавать тенденции в развитии технологий будущего», — отметил  президент. 

Не менее значимые разработки сделали 33 летний химик Юрий Бутыльский и 32 летний биолог Артём Исаев. Первый предложил уникальную технологию извлечения из природных вод и техногенных растворов лития — это тот самый критически важный металл (практически нефть 21 века), за которым охотятся все, даже  Дональд Трамп. «Разработанный метод позволяет не только эффективно извлекать литий, но и вновь возвращать его в производство после использования. Это ещё один вклад в создание экологичной экономики замкнутого цикла», — подчеркнул Путин. 

Что касается г-на Исаева, то он ищет ответ «на один из главных вызовов современной медицины», изучая способы борьбы с бактериальными инфекциями, устойчивыми к антибиотикам. Именно они становятся причиной гибели  стационарных больных даже в развитых странах мира. По словам президента, молодой учёный  предложил новаторский  подход, заставляя вирусы, которые являются естественными врагами патогенных бактерий,  уничтожать их. «Во всем мире сейчас идут работы по этому направлению. Отрадно, что мы здесь не просто не отстаём, а являемся одними из лидеров», — заявил Путин. Он призвал научное сообщество сделать следующий  шаг  — научиться создавать на полученной научной базе лекарства широкого спектра действия. 

Глава государства отметил, что всем сегодняшним лауреатам присущ дух первопроходцев. Они не боятся вопросов, на которые пока нет ответов. «Все вы выбрали интересное и захватывающее дело — служение прогрессу. В этой увлечённости, в неутомимом поиске новых знаний — залог великих открытий, от которых во многом зависит будущее страны», — подчеркнул Путин. После завершения официальной части он подошёл к лауреатам с бокалом шампанского, чтобы все-таки узнать, что скрывается за фразой «обобщённые биллиарды» и «гамильтоновые системы». Г-жа Ведюшкина старалась как могла, даже помогала себе жестами, но понятнее так и не стало. Алексей Аникин, в свою очередь, рассказал о работе над производством углерода-13. Его используют в дыхательных тестах на выявление хеликобактера — опасной бактерии, вызывающей рак желудка. «А на бактерию он как-то повлияет?» — с надеждой спросил Путин. Учёный был вынужден расстроить президента: на бактерию не повлияет, но поможет ее диагностировать. Это тоже  важно.

Источник