
©/Ingram Images/ Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Согласно крупному исследованию, пилоты и бортпроводники европейских авиакомпаний все чаще вынуждены работать сверхурочно и скрывать признаки усталости в ущерб безопасности, пишет The Guardian.
Исследование, проведенное Университетом Гента в Бельгии, показало, что сокращение расходов и погоня за прибылью в авиакомпаниях “систематически ослабляют” безопасность полетов, и многие измученные сотрудники чувствуют себя слишком запуганными, чтобы оспаривать управленческие решения.
Исследование, в котором приняли участие 6900 работников, также выявило обеспокоенность среди бортпроводников, которые сообщили, что вынуждены продавать парфюмерию и алкоголь на борту, что противоречит их роли в обеспечении безопасности и благополучия пассажиров.
В отчете отмечается, что пандемия Covid ускорила ухудшение условий труда, продолжает The Guardian.
Исследователи утверждают, что целое поколение пилотов старшего поколения покинуло отрасль, сменившись более молодыми, дешевыми и гибкими работниками, которые с большей вероятностью соглашались на рискованные контракты, ослабляющие их способность соблюдать стандарты.
На вопрос о том, чувствуют ли они себя уверенно, отказываясь от решений, которые кажутся потенциально небезопасными, более половины респондентов, участвовавших в опросе, ответили, что они не чувствуют себя способными “изменять инструкции” руководства, исходя из соображений безопасности. Результаты показали ухудшение после проведенного в 2014 году исследования, также проведенного Университетом Гента, согласно которому 82% пилотов заявили, что они чувствуют себя способными изменить инструкции.
Около 30% пилотов заявили, что иногда неохотно принимают решения по обеспечению безопасности полетов из-за боязни возможных негативных последствий для их профессиональной карьеры.
“Переход к обязанностям по продажам в полете может ослабить ориентированный на безопасность характер работы бортпроводников, привести к конфликту ролей, психосоциальному напряжению и правовой неясности, – пишут авторы исследования Ив Джоренс и Лин Вальке. – Хотя коммерческое давление может сделать такую практику привлекательной для авиакомпаний, она негативно сказывается на благополучии работников, стандартах безопасности и профессиональной честности”.
Участники исследования говорили о “модели швейцарского сыра”, в которой защитные слои “систематически ослабляются (появляются дополнительные отверстия) по финансовым причинам, в результате чего последний барьер для несчастных случаев зависит от случая и везения, а не от надежной защиты”.
В связи с растущим доминированием недорогих авиаперевозчиков и восстановлением воздушного движения после пандемии экипажи вынуждены работать в более длительные смены, имея меньше возможностей для отдыха. В результате 42% всех членов экипажа заявили, что руководство ставит планирование полетов превыше безопасности, выяснили исследователи.
Усталость – это постоянная проблема, и персонал часто чувствует, что не может попросить об отдыхе, даже если он устал или плохо себя чувствует. Почти каждый третий пилот и почти половина бортпроводников признались, что иногда не решаются заявить о своей непригодности к полетам.
Членов экипажа попросили высказать свое мнение, которое было предоставлено анонимно. Один из них сказал: “Я чувствую себя преступником только из-за того, что болен”. Другой сообщил, что менеджер их европейской базы кричал: “Вы здесь, черт возьми, для того, чтобы продавать”.
Другие жаловались на то, что не чувствуют, что их ценят. Один из них сказал: “Здесь не заботятся ни о психическом, ни о физическом благополучии. Авиакомпания гордится тем, что получает прибыль, а не благополучие людей. На рабочих местах царит низкая культура токсичности и страха. Этот страх возникает из-за количества людей, которых они увольняют по глупым причинам”.
На вопрос об их здоровье и о том, заботятся ли они, по их мнению, авиакомпании об их личных целях и благополучии, 68% членов экипажа ответили, что их психическое здоровье находится ниже положительного порога, в то время как 78% считают себя “бесчеловечными”.
Исследование показало, что нетипичная занятость, такая как краткосрочные контракты или работа по найму на себя, или работа в агентстве, в отличие от прямого найма в авиакомпании, вызывает беспокойство, поскольку эти группы сообщают о худших условиях и более низком уровне благосостояния.
Более молодые возрастные группы и те, кто работал в Польше, Чехии, Венгрии и других странах Восточной Европы, с большей вероятностью занимали нетипичные должности по сравнению со старшим персоналом. Среди лиц моложе 21 года 41% имели нетипичную работу, в то время как у 52% восточноевропейцев были нетипичные контракты.
Интенсивность работы возросла по сравнению с тем, что было десять лет назад, благодаря цифровизации, автоматизации и увеличению пассажиропотока, что оставляет экипажу меньше времени для эффективного выполнения своих задач, отмечают авторы исследования.
“Тревожной тенденцией является растущее использование ”управления страхом”, когда благополучие напрямую не связано с безопасностью, – утверждают авторы. – Нетипичная работа никуда не исчезла, и риски, которые она создавала десять лет назад, теперь ощущаются во всем секторе”.
Авторы исследования заявили, что без улучшения правил и контрактов авиационная отрасль Европы рискует потерять свои “преимущества в плане безопасности”.
“Условия труда больше не являются просто социальной проблемой – они влияют на безопасность, благополучие и усталость, которые взаимосвязаны. Без справедливой и стабильной занятости мы не сможем обеспечить безопасность и устойчивость европейского авиационного сектора”, – сказал Йоренс.
Игнасио Плаза, генеральный секретарь Европейской ассоциации пилотов, объединяющей профсоюзы пилотов, предупредил: “Гонка за сокращением контрактов сейчас затрагивает каждого пилота, и когда пилоты испытывают давление, пассажиры тоже ощущают риск. Эти злоупотребления требуют срочного расследования”.