тестовый баннер под заглавное изображение
Как сообщает пресс-служба Новосибирского государственного университета, открытие было сделано благодаря компьютерной томографии. Специалисты Физического факультета провели исследование черепа женщины, тело которой несколькими годами ранее было обнаружено археологами в ходе раскопок могильника пазырыкской археологической культуры на территории Горного Алтая. Полученные учеными данные позволили сделать вывод о проведении челюстно-лицевой операции, самой ранней из известных специалистам к сегодняшнему дню, ранее сообщалось только о трепанациях черепа.
В состав могильника Верх-Кальджин-2, найденного на плато Укок (Республика Алтай), входило три сложенных из камня погребальных сооружения. Они располагались под пятью небольшими, едва заметными, курганами. Обнаруженные захоронения прекрасно сохранились благодаря тому, что располагались в толще льда. Ученые нашли в них большое количество обычных для пазырыкских погребений деревянных изделий, а также предметов одежды из ткани и меха. Только одно из погребений могильника до недавнего времени не вызывало особого интереса, несмотря на хорошую сохранность. Дело в том, что из предметов материальной культуры в нем сохранился лишь характерный для представительниц пазырыкской культуры парик, а также сруб из лиственницы и деревянное ложе. Других предметов, в том числе украшений на парике, обнаружено не было.
От других погребение женщины отличалось и тем, что ее череп при жизни был заметно деформирован. Покрывавшая череп мумифицированная часть кожи не позволяла сделать каких-либо заключений о характере повреждений. Данные были получены только в ходе компьютерно-томографического исследования. В частности, удалось установить, что женщина получила серьезную травму: был поврежден челюстно-лицевой сустав и сильно (на 6-8 мм) вдавлены височные кости. При этом челюсть осталось целой. Но самое главное — ученые обнаружили два просверленных в костях канала диаметром чуть более 1,5 мм. Отверстия были ровными и сделаны при жизни — костная ткань вокруг них успела нарасти. По заключению ученых, с правой стороны, где сустав был разрушен, ее «пришили» к височной кости. Благодаря этому женщина могла жевать и разговаривать. О том, что женщина продолжала жевать, говорит состояние зубов: слева они были довольно сильно сточены, справа же сохранились прекрасно. Сколько женщина прожила после операции, сказать сложно. Зато можно утверждать, что при жизни женщина пользовалась уважением, о чем свидетельствует и то, что ей сделали операцию, и то, что сруб был сделан из лиственницы. В горах древесина — большая редкость.