Мирный план Дональда Трампа по разрешению конфликта в Газе может способствовать не только урегулированию ситуации на Ближнем Востоке, но и на Украине, заявил в интервью каналу Fox News спецпредставитель американского президента Стив Уиткофф.
Впрочем, никаких подробностей, как завершение войны в Газе отразится на украинском конфликте, он не сообщил.
Как известно, 29 сентября на официальной странице Белого дома были опубликованы 20 пунктов плана Трампа по урегулированию конфликта в секторе Газа. Этот план предусматривает вывод израильских войск, заморозку боевых действий, освобождение палестинских заключенных в обмен на освобождение заложников.
Причем на освобождение заложников будет дано 72 часа после официального одобрения мирного соглашения со стороны Израиля. Кроме того, сектор Газа планируется «избавить от терроризма» и перестроить. Причем ХАМАС необходимо будет отказаться от управления регионом — как напрямую, так и посредством прокси.
На время урегулирования управление регионом предлагается осуществлять аполитичному технократическому палестинскому комитету, за которым будет присматривать специальный международный орган во главе с Дональдом Трампом.
Кроме того, Соединенные Штаты организуют диалог между Израилем и палестинцами для достижения договоренностей о политических перспективах мирного сосуществования. Члены ХАМАС, согласившиеся на сдачу оружия и мирное сосуществование с Израилем, согласно плану, могут быть амнистированы.
Как только соглашение будет подписано, в сектор Газа без промедления должна начать поступать международная гуманитарная помощь, в том числе для восстановления инфраструктуры, обещает план Трампа.
Что касается палестинской государственности, она откладывается на неопределенный срок, после того, как завершится период восстановления и проведения последовательных реформ.
Доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Плеханова, военный политолог Александр Перенджиев замечает, что в мирном плане Трампа нет положения о признании Палестины независимым государством.
— Вашингтон, как известно, всячески блокирует резолюции ООН о предоставлении права палестинцам жить в независимом государстве, противодействует таким попыткам на других международных площадках, хотя многие союзники США приняли решение о признании Палестины.
А без признания Палестины самостоятельным государством, что означает ее право на защиту, говорить о каком-либо мирном плане вообще затруднительно.
«СП»: Надо полагать, Трамп предлагает начать жить палестинцам, что называется, с чистого листа — забыть причины, что привели к этому длительному конфликту.
— Именно так. В представленном плане нет осуждения геноцида, устроенного Израилем в секторе Газа. Сейчас мы видим, как израильская сторона «готовится» к выполнению этого плана — уничтожает в регионе жилую застройку, социальные, инфраструктурные объекты и так далее.
Несмотря на то, что в опубликованных 20 пунктах говорится, что мирное население Газы останется на этой территории, фактически идет подготовка к его изгнанию оттуда.
Недаром на роль главы руководителя местной переходной администрации уже сватают бывшего британского премьера Тони Блэра. Решать, как жить местным палестинцам, хотят диктовать извне.
«СП»: Трамп, видимо, полагает, что лучше знает их интересы.
— Создается впечатление, что администрация США просто представила такой промежуточный план, за которым последует воплощение реального замысла, вынашиваемого США и Израилем, предусматриваемого реализации в Газе большого коммерческого проекта, обозначенного в документе как «особая экономическая зона».
Вряд ли палестинцы смирятся с таким решением. Не исключено, что в ответ на это они будут и дальше использовать методы ведения ассиметричной войны, включающей диверсии, захваты заложников и так далее.
«СП»: Уиткофф пообещал благотворное влияние 20-ти пунктов Трампа и на украинский конфликт.
— Об этом, на мой взгляд, вообще смешно говорить. К тому же последние высказывания президента США вообще не предусматривают возможность для жителей русскоязычных регионов Украины жить вместе с Россией.
Пока мы видим, как Запад предлагает не то «новый корейский вариант», не то еще какие-то непонятные схемы. Там просто не хотят вникать в этот вопрос, понимать первопричины конфликта.
«СП»: Если в Вашингтоне не вникают в первопричины, зачем тогда предлагают нереализуемые планы? Или там не понимают утопичность своих идей?
— Трамп, как мы уже убедились, очень любит покрасоваться, хочет, чтобы им восхищались. И выдвинутый план, по сути, преследует ту же цель. А все заявления вовсе не предусматривают заботу о людях, о судьбах которых говорится в них. Это касается и мирного плана по Газе, скрывающего за собой еще большой коммерческий проект.
Поэтому все инициативы Трампа не берут в расчет подавляющее большинство живущих на своих землях людей — что палестинцев, что жителей русских регионов Украины. Поэтому их воплощение тоже весьма сомнительно.
— Чем сложнее и масштабнее план, тем выше вероятность, что на каком-то этапе его реализация столкнется с серьезными препятствиями, — оценивает реалистичность плана директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Скажем, ХАМАС может быть заинтересован в передышке, но не очевидно, что движение пойдет на длительный компромисс. С другой стороны, Израиль уже в 2026 году ждут парламентские выборы (осенью, но, возможно, и раньше), а избиратель правящей партии «Ликуд» традиционно ждет от правительства именно жестких действий, в том числе, по ситуации вокруг Газы.
Пока довольно велика вероятность, что к реальному осуществлению плана Трампа просто не успеют перейти и эскалация в регионе продолжится.
«СП»: Означает ли приветствие этого плана со стороны Израиля, ближневосточных монархий (в частности, саудитов), Турции, что конфликт вокруг Газы может и впрямь завершиться?
— Мотивы у политиков, приветствующих план Трампа по Газе, могут быть разными. Кто-то рассчитывает усилить свое влияние на ситуацию вокруг Газы — как, вероятно, представители влиятельных арабских государств, приветствовавшие этот проект, а также представители Палестинской национальной администрации.
Плюс к этому, многие лидеры стран с преимущественно мусульманским населением могут стремиться на этом фоне хотя бы частично успокоить общественные настроения в своих странах, где ситуация вокруг Газы вызывает недовольство. Для примера — вспомним ту же Турцию, где кризис вокруг Газы неоднократно становился поводом для критики оппозиции в адрес Реджепа Эрдогана за недостаточно жесткую, по мнению его оппонентов, его позицию в отношении Израиля. Например, несколькими днями ранее такие лозунги высказывались на митинге в Стамбуле, прошедшем под эгидой крупнейшей оппозиционной Республиканской народной партии.
Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху, на деле скорее может рассматривать обсуждение этого плана, как вынужденный компромисс, тем более что дальнейшая реальная тактика ХАМАС пока не ясна. Сохраняется высокая вероятность, что, даже в случае временной приостановки эскалации вокруг Газы, боевые действия там вскоре возобновятся.