Похоже, в своих потугах прекратить вооруженные конфликты в мире хозяин Белого дома Дональд Трамп «проворонил» очаги мощнейшего противоборства в своей собственной стране.
В городе Портленде (штат Орегон), что на северо-западе США, вовсю идут акции неповиновения сотрудникам ICE (US Immigration and Customs Enforcement) — американской иммиграционной и таможенной полиции.
В городе происходят уличные стычки, перерастающие в погромы. Прибывших сотрудников ICE блокировали в офисе службы, лишив их возможности не только выполнять свои прямые обязанности и выдворять нелегалов, но и взаимодействовать с другими силовыми структурами.
Трамп отдал распоряжение главе Пентагона Питу Хегсету навести порядок, отправить в бунтующий город войска.
«Мы отправляем в разрушенный этой войной Портленд войска для проведения антитеррористической операции. Они там займутся борьбой с внутренними террористами, включая „антифа“ (организацию Вашингтон не так давно внёс в список террористических) и других внутренних врагов Америки», — написал президент США в своей сети Truth Social.
Однако губернатор Орегона, представляющая Демократическую партию, Тина Котек заявила, формулировка «разрушенный войной» является явным преувеличением.
Мэр Портленда Кит Уилсон пошел еще дальше — он назвал населенный пункт «городом-убежищем» для тех, кто выступает «против жестокой политики ICE».
Кроме того, прокурор Орегона Дэн Рейфилд подал в суд на Белый дом по поводу указа Трампа о вводе в Портленд подразделений Нацгвардии для борьбы с движением «Антифа», которое объявлено террористическим, пишет газета The Washington Post.
Ранее в конфликт с Белым домом по аналогичному поводу вступили власти Чикаго, куда прибыли силы ICE, начав там задержания согласно плана Трампа ввести в город Нацгвардию для борьбы с оргпреступностью. До этого хозяин Белого дома назвал Чикаго «самым опасным городом мира».
Губернатор Иллинойса Джей Прицкер не согласился с такой оценкой и заявил, что прибывшие в Чикаго федеральные службы не наводят порядок, а запугивают местное население.
Нынешнее противодействие городов и штатов, возглавляемых демократами, имеет давнюю историю, отмечает политолог-американист Владимир Можегов.
— Мы помним бунты BLM 2020 года и позднее — все это противодействие в рамках вялотекущей гражданской войны. Понятное дело, что противодействие шагам президента Трампа оказывают мэры, представляющие Демократическую партию.
«СП»: Почему Трамп пошел на столь жесткие действия?
— С одной стороны, это проблема миграции, наркотиков и наркоторговцев. И вообще идет процесс погружения в хаос многих американских городов. Что именно им угрожает — можно посмотреть на ситуацию во Франции и Великобритании.
И подобное превращение наблюдается в американских городах, где у власти демократы. Поэтому Трамп объявил, собственно говоря, революцию здравого смысла, как он это назвал. И проводит ее в жизнь.
Напомню, выполняя свои обещания, он переименовал Министерство обороны в Министерство войны и заявил, что мэры ряда городов поймут, что это означает. По этой причине глава Пентагона Хегсет 30 сентября собирает едва ли не тысячу генералов, представителей высшего офицерского состава. Скоро узнаем, какие инструкции он будет давать и что за этим последует.
«СП»: Такие большие чистки по-американски…
— Да, Трамп объявляет также серьезные чистки непосредственно в Пентагоне, а также крупнейших городах страны. Он собирается решать проблему миграции, распространения наркотиков, ситуацию с бездомными и вообще превращения многих городов в такие неконтролируемые отстойники.
Конечно, он опасается, что может возникнуть ситуация, когда появится что-то наподобие BLM, которая затеет бунт, поэтому принимает такие превентивные меры.
«СП»: Имеется в виду объявление движения «Антифа» вне закона?
— Да, именно это. Такое решение, конечно, надо рассматривать в контексте происходящего сейчас.
«СП»: Может ли вялотекущая гражданская война в США, о которой вы упомянули, перерасти в более горячее противостояние?
— Такая вероятность, конечно, существует. Но за месяцы пребывания Трампа у власти мы не видели какого-то активного противодействия со стороны Демпартии, которая, судя по всему, мало что из себя представляет на данный момент.
Она не нашла в себе никаких сил, кроме каких-то заявлений отдельных деятелей. Мы не видим никакой консолидации в ее рядах, никаких новых лидеров. Можно сказать, эта партия полностью разгромлена.
Ни Обама, ни Камала Харрис, ни Байден — просто никого нет. Фактически у демократов все лежит. Трамп чувствует свою победу, консолидирует консервативные элементы системы. Поворотным моментом стало убийство Чарли Кирка и реакция Трампа на это. Недаром он сказал: мы пришли надолго, прежней Америка больше не будет.
«СП»: Трамп может отстранить градоначальников, которые обещали ему противодействовать?
— Это очень сложно, потому что они избранные мэры городов. Но осложнить им жизнь он, конечно, в состоянии.
Потому что руководство действиями Нацгвардии — это прерогатива президента. Посмотрим, насколько он сможет контролировать ситуацию.
Здесь еще крайне важна роль Верховного суда, но в нем ведущие позиции у людей консервативных, поэтому у президента все получается, большинство его инициатив находят поддержку. Увидим, что будет дальше.
— Конечно, штаты, в которых у власти находятся демократы, чаще всего находятся в довольно жесткой оппозиции Трампу, — замечает политолог-американист, ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин.
— Они идут на конфронтацию, объявляют Трампа узурпатором, кровавым диктатором, а он в свою очередь всячески позиционирует себя политиком, за которым стоит армия, а также большим другом американского военно-промышленного комплекса.
Об этом говорят его многие действия — переименование Министерства обороны в Министерство войны, проведение военного парада, масштабные планерки Хегсета, консолидирующие американских военнослужащих.
«СП»: К чему эти демонстративные жесты?
— Трамп показывает, что армия его поддерживает, а если будет необходимость, он эту армию использует для реализации поставленных задач. Не факт, что использует, но всячески подчеркивает готовность это сделать.
То есть никакие ограничения морального плана его не остановят — и он не станет колебаться, как, скажем, Янукович на Украине в 2013—2014 годах во время начавшегося майдана. Он поступит примерно так, как китайцы в 1989 на площади Тяньаньмэнь.
Если мэры некоторых городов демонстративно бросают ему вызов — он столь же демонстративно подчеркивает готовность решить проблемы, которые он обозначает. То есть, заносит кулак и дает понять: если что — ударю! Пока он ограничивается Нацгвардией, которая представляет собой, по сути, те же полицейские силы. Но выражает готовность использовать и более серьезную мощь.