© Aaron Schwartz – Pool via CNP/ Consolidated News Photos/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Для Дональда Трампа мирное соглашение – или даже долгосрочное прекращение огня между Израилем и ХАМАСОМ – могло бы стать крупнейшим дипломатическим достижением за время его президентства, говорится в аналитическом материале The Guardian.
Детали и последовательность сделки по прекращению войны Израиля в Газе остаются неясными, но заявление о цели как Израиля, так и ХАМАСА имеет смысл. Соглашение о сделке при политической поддержке арабских государств и других региональных держав является лучшим шансом для прекращения войны с тех пор, как в марте было нарушено перемирие, что вернуло Газу к изнурительной войне, в результате которой погибло почти 68 000 человек, большинство из которых были мирными жителями.
С марта ходили слухи о заключении сделки, но так близко к ней дело не продвинулось. Первая фаза мирного плана, как назвал ее Трамп в своем посте в социальной сети Truth в среду, проста: возвращение заложников, удерживаемых ХАМАСОМ, в обмен на ограниченный вывод израильских вооруженных сил. Но найти всех заложников и организовать вывод израильских войск может оказаться сложной задачей.
В соответствии с тоном президентства Трампа, надежды выражаются в преувеличении, когда президент США заявляет: “ВСЕ заложники будут освобождены очень скоро, и Израиль отведет свои войска на согласованную линию в качестве первых шагов на пути к прочному, долговечному и вечному миру. Ко всем сторонам будет справедливое отношение!”
Нам еще так много нужно обсудить, констатирует The Guardian. Мирный план из 20 пунктов, предложенный администрацией США, является попыткой провести параллель между созданием условий для прекращения огня и переговорами об окончательном прекращении войны; сложные вопросы о будущем ХАМАСА и о том, разоружится ли группировка боевиков, а также о видении Израилем будущего Газы, остаются нерешенными.
И, отмечает Эндрю Рот, мы уже сталкивались с этим раньше: администрация Трампа спешила договориться о прекращении войны в Газе еще до инаугурации, и поспешно организованное в январе перемирие сорвалось из-за очередности освобождения заложников, все еще удерживаемых в Газе.
И все же это решающий момент. В среду днем, когда президент США выступал на круглом столе против “антифа”, госсекретарь Марко Рубио передал ему записку: “Очень близко. Нам нужно, чтобы вы как можно скорее одобрили публикацию в социальной сети ”Правда”, чтобы вы могли объявить о сделке первыми”.
Никто не говорил, что война Израиля в Газе должна закончиться мирными соглашениями в стиле Осло или политическими дискуссиями.
Сейчас совсем другое дело – откровенно пристрастный и ветреный президент США, который, тем не менее, использует свою непредсказуемость, чтобы вывести из равновесия как своих союзников, так и врагов, подчеркивает The Guardian. Говорят, что Трампом также движет желание видеть себя первым президентом США, удостоенным Нобелевской премии мира после Барака Обамы.
Вручение этой премии состоится в пятницу, и желание обеспечить победу президенту США определило политические соображения в Вашингтоне и на всем Ближнем Востоке.
Сохраняющаяся напряженность очевидна. ХАМАС призвал Трампа и другие стороны “обеспечить, чтобы израильское оккупационное правительство полностью соблюдало условия соглашения”. Есть опасения, что Израиль может возобновить наступление после возвращения заложников, предупреждает The Guardian.
“Мы никогда не откажемся от национальных прав нашего народа, пока не будут достигнуты свобода, независимость и самоопределение”, – заявила группировка, косвенно ссылаясь на стремление к созданию палестинской государственности, которое было отвергнуто Нетаньяху и в значительной степени отвергнуто Белым домом.
У Нетаньяху тоже есть политические соображения, требующие решения. В четверг, по его словам, он “соберет правительство, чтобы одобрить соглашение и вернуть всех наших дорогих заложников домой”. Он должен отреагировать на это со стороны правых членов своего правительства, включая министра финансов Бецалеля Смотрича и министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира, которые пригрозили свергнуть правительство в случае прекращения огня.
Трамп попытался преодолеть эти соображения грубой силой, пригрозив, что в Газе разразится “настоящий ад” против ХАМАСА, если его стремление к миру не будет удовлетворено. Когда Нетаньяху выразил сомнение по поводу сделки, издание Axios сообщает, что он сказал израильскому лидеру: “Я не понимаю, почему ты всегда так чертовски негативно настроен … Это победа. Прими это”.
Говорят, что президент США планирует посетить регион в эти выходные для подписания соглашения. Для него настал решающий момент, и, возможно, потребуется весь его личный бренд и влияние, чтобы предотвратить очередной срыв переговоров и возобновление боевых действий, что стало бы дипломатическим поражением его администрации, заключает The Guardian.