Фото: Лилия Шарловская
тестовый баннер под заглавное изображение
Идея на первый взгляд здравая: заставить раскошелиться тех здоровых и молодых – или относительно молодых, – кто либо откровенно тунеядствует, либо работает без какого-либо официального оформления. В тени. По мысли высокопоставленных авторов идеи, граждане теневики и тунеядцы должны платить за свой полис ОМС столько же, сколько среднестатистический работодатель платит в соответствующий фонд за официально трудоустроенного работника, то есть 45 тысяч рублей в год.
Сумма, говорят, небольшая: любой здоровый человек может заплатить. Нездоровых же и не молодых или, наоборот, слишком юных – пенсионеров, инвалидов, детей – это, мол, вообще не коснется. Мера, во-первых, поможет бюджету. Но идеологическая составляющая в доводах тоже присутствует: новация, разумеется, направлена не против людей, а на их благо – на восстановление поруганной лоботрясами справедливости.
Не уточняется, к сожалению, как это предложение соотносится со статьей 41 Конституции РФ: “Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений”. Ну да Конституция, как мы знаем, не догма: было бы желание, а способы поправить ее найдутся. Тем более если речь идет о таком важном предмете, как социальная справедливость.
Весь вопрос – действительно ли это будет справедливо? Да, среди тех, кто лечится “на халяву”, будучи трудоспособным, наверняка есть такие, кто получает неплохие деньги, не афишируют свои доходы. Нельзя исключать, что в этой среде имеются даже подпольные миллионеры и миллиардеры. Хотя таковые, вероятно, предпочитают все-таки частную, коммерческую медицину. Есть также в нашем и богатом на типажи социуме такое явление, как великовозрастные маменькины сынки и дочки, сидящие на шеях своих небедных родителей. Кого только нет.
Присутствует в том числе и такая категория, как граждане, у которых действительно не получается найти нормальную работу с “белой” зарплатой. И кто едва сводит концы с концами: либо живет, так сказать, на подножном корму, за счет садов-огородов, либо перебивается случайными заработками. Трудно сказать, насколько много таких людей в мегаполисах, но в глубинке они встречаются сплошь и рядом.
Нет, существует еще, конечно, пособие по безработице. Но всерьез эту форму господдержки принимать никак нельзя. Для справки: стандартная выплата для потерявших работу – тех, кто работал по официальному трудовому договору не менее 26 недель, – составляет 75 процентов от средней зарплаты, но не более 15 044 рубля в месяц. Это, к слову, на четыре тысячи меньше, чем установленный правительством прожиточный минимум для работоспособного человека – 19 329 рублей.
Но с такой “щедростью” государство помогает бедолагам всего лишь три месяца. Еще три месяца человек сможет получать максимум 5880 рублей. А после этого – всё. Давай, до свиданья. Те же, кто не вписывается в стандарт, довольствуются 1764 рублями в месяц в течение полугода.
Для таких невезучих предложенный новый “справедливый” порядок оказания медицинской помощи будет, по сути, смертным приговором. По крайней мере, для какой-то части из них. Есть ли у государства моральное право вводить плату за бесплатную пока что медицинскую помощь, не обеспечив для этой категории приемлемых, достойных альтернатив – либо в виде работы, либо в виде пособия, которое не позволит умереть от голода? Вопрос риторический.
Если уж наша власть так жаждет справедливости, то для начала ей не мешало бы поубавить количество дармоедов в собственных стройных и многочисленных рядах. Те, кого оно называет “тунеядцами”, по крайней мере, не получают деньги из государственной кормушки.
Нет, можно, в принципе, попробовать обеспечить и большую справедливость в вопросе медицинской помощи. Но это возможно лишь при том жестком условии, что государство будет четко знать, кто сколько получает, кто чем владеет и кто у кого сидит на шее. И выставлять счет за медуслуги, исходя из этой информации. А в случае малейших сомнений в платежеспособности лица – вообще не выставлять. Ибо ценой ошибки может быть человеческая жизнь.
По-другому лучше даже не пытаться. Чревато. Налог с нищих – семя революции. Истина, открытая не сегодня и неоднократно находившая подтверждение в мировой истории.