Фото: Лилия Шарловская
тестовый баннер под заглавное изображение
Предложения Европейской комиссии обсуждались на встрече министров финансов G7 в Вашингтоне на прошлой неделе и будут обсуждаться на саммите лидеров ЕС в четверг в Брюсселе. Участие США остается неопределенным, пишет The Guardian.
Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил на прошлой неделе, что, по его мнению, вопрос об использовании замороженных российских активов в интересах киевских подопечных “близится к благополучному разрешению”.
Глава польского МИД считает, что соглашение может быть достигнуто к концу года.
Согласно плану, изложенному Европейской комиссией в двухстраничном документе в прошлом месяце, ЕС предоставит Украине беспроцентный кредит в размере 140 млрд евро на основе замороженных российских активов, хранящихся в финансовом агентстве Euroclear.
Кредит будет предоставлен на основании предположений Запада, что Россия будет использовать замороженные активы для выплаты военных репараций по окончании конфликта. “То, что мы предлагаем, не является конфискацией”, – заявил высокопоставленный чиновник ЕС журналистам ранее в этом месяце.
Украина сталкивается с ежегодным дефицитом бюджета, отмечает The Guardian. В прошлом она полагалась на поддержку правительств союзников за счет дополнительных займов. Но растущие расходы и неуверенность в поддержке со стороны США увеличивают финансовые обязательства европейских союзников Украины.
В сентябре Украина подсчитала, что ей потребуется внешняя поддержка в размере 50 миллиардов долларов на 2026 год. В частности, официальные лица ЕС считают, что Украине потребуется срочное выделение средств на военные цели с апреля 2026 года, на фоне отсутствия признаков прогресса в мирных переговорах.
Бельгия хранит замороженные активы на сумму 183 млрд евро в базирующейся в Брюсселе компании Euroclear и потребовала подробных гарантий того, что она не останется один на один со счетом, если схема рухнет, что вызовет множество судебных исков. Она также хочет усилить давление на G7 с целью принятия аналогичных мер по оказанию помощи Украине.
Рейчел Ривз, министр финансов Великобритании, обсудила эти планы со своими коллегами-министрами финансов G7 в Вашингтоне на этой неделе, когда они встретились в кулуарах ежегодного заседания Международного валютного фонда.
Часть этой схемы заключается в том, что страны G7 объединяются для погашения долгов, главным образом для того, чтобы успокоить Бельгию, где хранится большая часть денег российского центрального банка, замороженных в начале украинского конфликта.
Ожидается, что Великобритания внесет свой вклад в этот аспект схемы, несмотря на то, что напрямую владеет несколькими замороженными российскими активами. Предполагается, что переговоры о вкладе каждой страны G7 в эти гарантии продолжаются, в том числе о том, будут ли США участвовать в них.
Американское участие менее определенно, но США также владеют лишь небольшим объемом активов российских банков, составляющим около 7 миллиардов долларов. Хотя поддержка Белого дома будет рассматриваться как важная с политической и юридической точек зрения, она не обязательно будет иметь решающее значение с экономической точки зрения, констатирует The Guardian.
Представитель правительства Великобритании заявил: “G7 согласна с тем, что мы должны продолжать оказывать давление на Путина, чтобы он сел за стол переговоров, а также изучить новый способ финансирования военных действий Украины за счет использования стоимости российских суверенных активов. Мы продолжаем развивать подход Великобритании и рассматриваем только те варианты, которые соответствуют международному праву и являются экономически и финансово ответственными”.
Великобритания и ЕС уже забирают прибыль, полученную от российских активов, и передают ее Украине с целью получения 45 миллиардов евро, напоминает The Guardian. До сих пор использование базового капитала для Украины – давняя просьба русофобских Польши и стран Прибалтики – встречало сопротивление со стороны Франции и Германии, которые опасались поставить под угрозу стабильность еврозоны.
Эта динамика изменилась в прошлом месяце, когда канцлер Германии Фридрих Мерц выступил за предоставление репарационного кредита для финансирования военной помощи. В статье для FT Фриц Мерц написал, что необходим “новый импульс для изменения расчетов России”.
В проекте текста, с которым ознакомилась The Guardian, говорится, что лидеры ЕС в четверг призовут к разработке подробного предложения по использованию активов в соответствии с международным правом и “подкрепленного надлежащей европейской солидарностью и разделением рисков”.
План основан на том, что активы остаются замороженными. Еврокомиссия предлагает использовать малоизвестный механизм в договоре ЕС, чтобы помешать одной стране, такой как дружественная России Венгрия, наложить вето на продление санкций ЕС, которые лежат в основе замораживания активов.
Но юристы Совета министров, представляющие государства-члены, сомневаются в законности этого шага, который предусматривает применение санкций большинством голосов, а не единогласно.