Фото: Александр Астафьев
тестовый баннер под заглавное изображение
Так, в конце 1970-х годов отдел научных разработок ВМС США определил две важнейших задачи: снижение шумности подводных лодок, смещая шум от работающих движителей в область инфразвука, недостижимую тогдашними гидрофонами; разработка волоконно-оптических гидрофонов, не имеющих частотных ограничений в области приема гидроакустических сигналов.
Второе направление определило переход от абсолютного к относительному способу преобразования сигнала. Волоконно-оптический гидрофон содержит лазерный излучатель, две катушки кварцевого волокна (длиной по 40 метров) и фотоприемник разностного сигнала, получаемого в результате воздействия акустического сигнала на катушки волокна.
Решить эту задачу поручили Исследовательской лаборатории ВМС США. Была проведена широкая кампания по привлечению разработчиков к ее решению. В 1986 году в Японии провели конференцию, на которой заслушали порядка 400 докладов. Материалы разработок регулярно освещались на сайте лаборатории. Но с 2000 года публикаций нет: возможно, нашли оптимальное техническое решение, и работы засекретили.
Гидроакустический сигнал, полученный таким способом, может обрабатываться бортовым компьютером и выдавать исчерпывающую информацию. Пусть это называется ИИ (искусственный интеллект). Но для ИИ, мне кажется, нужен выход в Интернет. А как это сделать под водой? Бортовой же высокопроизводительный компьютер – всегда под рукой.
Известно, что американские гидроакустики засекают российские лодки на дистанциях больше, чем сами обнаруживаются российскими.
В нашей стране, кстати, подобные работы также велись в инициативном порядке. Знаю, что проводились эксперименты с цифровой обработкой гидроакустического сигнала, позволяющей увеличить дистанцию обнаружения вражеской подлодки с 60 до 100 км. Заинтересовали ли подобные разработки командование ВМФ и военное ведомство — мне неизвестно. Хочется верить, что заинтересовали и что в части противодействия чужим подлодкам мы не отстаем ни от своих стратегических партнеров в лице Китая, ни от каких бы то ни было вероятных противников.