На фоне того, что Вашингтон несколько ослабил давление на Москву, а Брюссель отказался принимать 19-й пакет антироссийских санкций, неожиданно заявил о себе Токио. Там вдруг вспомнили про далекую Украину и объявили о мерах против 52 российских организаций и 10 граждан России.
Японский выбор «наказанных» удивил: в основном, это детские и благотворительные организации. К примеру, ограничения распространяются на детский лагерь «Артек», Фонд имени Ахмата-Хаджи Кадырова и его президента Аймани Кадырову, на «Движение первых».
Официальный представитель МИД России Мария Захарова на новость о странных санкциях отреагировала так: «Очередные недружественные действия Японии не останутся без ответа, но наш ответ будет исходить из национальных интересов». Проще говоря, мы не будем вводить таких контрмер, которые повредили бы нам самим.
С чего это вдруг Япония проснулась и побежала перегонять остальных своими русофобскими инициативами? На вопросы «Свободной Прессы» ответил профессор, директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:
— Япония была крайне обижена на парад 3 сентября в Китае, в котором участвовали и Си Цзиньпин и Путин, и все страны той коалиции, которая когда-то победила Японию. В Токио этот парад восприняли не как празднование одного из этапов окончания Второй мировой войны, а скорее как антияпонскую акцию.
Второй момент: конечно, идут постоянные консультации между Токио и Вашингтоном, в ходе которых Япония хочет показать, что она является активным участником всех процессов. В последнее время её обвиняли в том, что она не имеет никакой своей позиции по российскому и китайскому вопросам. И в Токио продемонстрировали «активную позицию».
Конечно, эти меры несущественны для нас. Это, скорее, попытка Токио напомнить о себе.
«СП»: Алексей Александрович, какой у нас с Японией товарооборот, и какие ответные меры может принять Россия?
— Товарооборот упал до нескольких десятков миллионов долларов. У нас остаётся трансграничная торговля в районе Владивостока. До сих пор поставляются машины из Японии, запчасти для них. Кстати, она тем самым решает очень много своих проблем.
С нашей стороны возможно полностью перекрыть эти поставки из Японии.
По рыбе и продуктам морского промысла товарооборот уже полностью сведён на нет. В течение последнего года прекратились поставки из Японии стройматериалов на Дальний Восток.
В принципе, может быть достаточно жёстко прекращена и торговля товарами народного потребления.
«СП»: Если Россия перекроет эти поставки — не пострадают ли наши жители Дальнего Востока?
— Они, скорее, просто привыкли к японским товарам, но сейчас есть полная аналогичная замена со стороны Китая и по автомобилям, и по бытовой технике, товарам народного потребления, по строительным материалам. Здесь вопрос перестройки экономики и логистики.
«СП»: На Сахалине и Дальнем Востоке в целом жители связывают определённые надежды с японскими инвестициями. Есть у России возможность, как сказала Захарова, ответить Японии, но не в ущерб себе?
— Интерес японского бизнеса к России, действительно, велик. Поэтому хорошо бы чётко разделить интересы бизнеса и позицию японских политиков, которая является абсолютно конъюнктурной.
Россия никогда от японских инвестиций не отказывалась. И как раз идея российской политики в отношении Японии в том, чтобы провести разделительную линию между бизнесом, торговлей и политической конъюнктурой. Но, как мы видим, Токио не хочет этого делать.
«СП»: Очень странными оказались японские санкции против лагеря «Артек», например. Чем это можно объяснить?
— Дело в том, что Япония уже истощила все рычаги давления. Что касается детских лагерей, то это — попытка ограничить влияние России. Наша страна сейчас активно работает за рубежами, в том числе — приглашает детей на отдых. Речь не только об «Артеке», но и о лагере «Океан» на Дальнем Востоке. Это повышает узнаваемость России, формирует симпатию к нашей стране среди юного поколения иностранцев. Япония, очевидно, выступает против расширения наших международных связей .
«СП»: Как можно оценить перспективу будущих отношений России и Японии?
— Я уверен, что перспектива есть. Но нужно понимать, что у Японии сегодня очень непростое положение. Она утратила статус лидирующей страны Азии. Теперь флагман — Китай.
Япония пока не может решить проблемы стагнации собственной экономики, тем более, что в Азии помимо Китая сейчас активно работают Индия, Малайзия…
Япония вписалась в военный блок AUKUS, который направлен против Китая, прежде всего. И вдруг оказалось, что США не участвуют активно в этом блоке, более того — не исключено, что Вашингтон может вообще прекратить поддержку этого альянса. И тогда Япония остаётся главным спонсором всей этой дорогой затеи.
Перечисленные проблемы компенсируются ростом японского национализма и поиском внешних врагов и виновников. Россия здесь среди фаворитов.
Поэтому улучшение наших отношений можно прогнозировать после того, как Япония решит свои внутренние проблемы.