Мигрантов, нарушивших законодательство России, следует депортировать на родину за их же счет. Об этом в эфире радио Sputnik заявил зампредседателя комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Матвеев.
Он отметил, что подлежащих высылке мигрантов, у которых нет денег на обратный билет, помещают в Центр временного содержания. Там они содержатся зачастую несколько месяцев, пока не будут найдены средства на их выдворение.
По мнению парламентария, избежать подобных ситуаций позволит «депозит на обратный билет», который необходимо брать с трудовых мигрантов при въезде в страну. В качестве альтернативы депозиту он предложил для нарушителей принудительные работы, чтобы они могли самостоятельно заработать на обратный билет.
Надо сказать, идея не новая. В мае с.г. с аналогичной инициативой выступили депутаты фракции «Новые люди». Они предложили обязать трудовых мигрантов при въезде в Россию вносить специальный депозит, который в случае нарушения законодательства будет использоваться для покрытия расходов на депортацию. Если же мигрант ничего не нарушит, средства вернут.
Обращение с просьбой рассмотреть возможность внедрения системы «Обратный билет» было направлено главе МВД Владимиру Колокольцеву. В нем указывалось, что основной целью инициативы является снижение финансовой нагрузки на государственный бюджет и повышение эффективности миграционной политики. По данным парламентариев, в 2024 году расходы федерального бюджета на депортацию иностранных граждан превысили 1 миллиард рублей. Это почти вдвое больше, чем годом раньше.
Как сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин, за восемь месяцев текущего года ФССП депортировала из нашей страны около 35 тысяч иностранных граждан, которые нарушили миграционное законодательство. Вместе с тем, по данным МВД, на 1 сентября в реестре контролируемых лиц числилось 770 тысяч человек, треть из которых — женщины и дети.
Можно ли говорить, что спокойная жизнь у мигрантов-нарушителей закончилась? И все они, чтобы остаться в стране, бросятся сдавать биометрию, тесты на наркотики и инфекционные болезни, начнут платить налоги, выучат русский язык и будут чтить российский Уголовный кодекс? Очень сомнительно, запреты мигранты-нелегалы давно научились обходить.
Опять же, по мнению политолога Вадима Трухачёва, Россия чудовищно отстает от Евросоюза в плане внедрения биометрии в аэропортах.
«С 12 октября в 29 странах Шенгенской зоны начали внедрять систему взятия отпечатков пальцев и автоматических фото всех въезжающих туда. Она во многом заменяет паспортный контроль. В течение полугода её внедрят во всех международных аэропортах Европы.
В России же она действует пока только в Москве. Но дальше её не внедряют», — пишет эксперт в своем тг-канале.
Эксперимент по сдаче биометрии иностранными гражданами стартовал 1 декабря 2024 года в московских аэропортах и автомобильном пункте пропуска «Маштаково» в Оренбургской области (на границе с Казахстаном).
А в апреле нынешнего первый замминистра внутренних дел Александр Горовой сообщил, что за эти несколько месяцев предотвращено: 13 тысяч попыток незаконного въезда; 12 тысяч попыток проникнуть в Россию тех, кому въезд закрыт по решению суда; 445 попыток въезда ранее депортированных нарушителей; 172 преступника, находящихся в розыске, задержаны при попытке въезда.
То есть, можно считать, что эксперимент себя оправдал.
«Но это всего четыре пункта пропуска. При том, что основная масса мигрантов заезжает регулярными поездами и автобусами. Именно поэтому биометрический контроль давно необходим в России, на всех пунктах въезда в страну», — констатирует публицист и общественный деятель Сергей Колясников.
Почему, несмотря на множество законодательных актов, принятых с целью наведению порядка в миграционной сфере, заметных позитивных сдвигов мы пока не наблюдаем?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила члена Совета по межнациональным отношениям при президенте России, политолога Богдана Безпалько:
— Чиновники, конечно, могут отчитаться об улучшении некоторых показателей. Но в целом проблема в том, что наша миграционная политика категорически устарела. Она нуждается в масштабном, принципиальном обновлении.
Во-первых, её нужно разделить на несколько направлений: трудовая миграция, репатриация, миграция по типу «Россия как ковчег». Все эти направления нуждаются в совершенно разных подходах к тем, кто хочет ими воспользоваться. Но и естественно, что в рамках этого принципиального изменения нужно вводить и технические новшества.
Я тоже, например, слышал о введении таких удостоверений личности, которые мигрант должен носить с собой. И которые позволяют определить, через GPS или ГЛОНАСС, через систему глобального позиционирования, где он находится.
Потому что мы не имеет ни малейшего представления о местонахождении мигранта после того, как он пересек границу и оказался на территории РФ.
Если человек сразу уходит «в тень», мы вообще не представляем, где он находится. Если где-то регистрируется, мы имеем приблизительное представление хотя бы в каком регионе он находится. Но это совершенно не соответствует тому, что его можно найти по адресу, который указан на регистрации.
Поэтому нужно менять все технические подходы к этому. Вводить ряд систем, которые будут в рамках всего государства способны снимать биометрию, идентифицировать человека по ДНК, радужке глаза, по отпечаткам пальцев, по другим признакам. И обеспечат, соответственно, необходимость применения мигрантами документов, которые они будут обязаны носить при себе. И которые уже будут давать представление всем правоохранительным органам, где находится тот или иной человек.
«СП»: А что вы думаете о предложении депутата Матвеева ввести «депозит на депортацию» мигрантов?
— На самом деле я слышал его уже много лет назад. И много раз. От самых разных политиков. Просто Матвеев озвучил его еще раз.
Безусловно, предложение конструктивное. Зачем государству расходовать свои средства, налоги своих граждан на депортацию людей, которые нарушают здесь закон? Государства исхода, как правило, не финансируют депортацию своих граждан, если только не оказать на них масштабнейшего экономического или политического давления. Но, как мы видим, наша внешняя политика строится на иных принципах, и мы предпочитаем такое давление не оказывать.
Но в этом случае можно обязать всех въезжающих в аэропорты или где-либо еще вносить подобного рода депозит на какой-нибудь банковский счет. С условием, что эти деньги могут быть при покидании России этому гражданину возвращены, а при нарушении им закона и последующей депортации израсходованы именно на эту цель.
Хочу только заметить, что здесь потребуется довольно жесткий контроль с тем, чтобы в рамках этого проекта не было злоупотреблений. Чтобы была обеспечена прозрачность и, самое главное, конкурентная среда. Потому что какие-нибудь наши банки обязательно захотят монополизировать эту функцию.
В защиту мигрантов могут сказать только то, что, действительно, ряд законов у нас несовершенен. И некоторые из них не работают.
«СП»: Поясните, пожалуйста
— Например, у нас нет конкурентной системы полисов добровольного медицинского страхования для мигрантов, хотя оформление ДМС является одним из обязательных условий нахождения иностранного гражданина в России.
Как правило им предлагают покупку медицинского полиса от одной фирмы, которая ничего не обеспечивает и никакой помощи человеку не оказывает. Это просто бизнес. Просто, скажем так, определенный налог с мигранта в пользу не государства, а каких-то частных структур. Вот с этим точно нужно заканчивать.
Это, кстати, не только является поводом для недовольства со стороны мигрантов. Но и перегружает нашу инфраструктуру, потому что все они приходят в обычную поликлинику. В той, что указана в полисе, им не оказывают никакой помощи или оказывают саму минимальную, которая совершенно не стоит тех денег, которые с мигрантов взимают за эти медицинские полисы.