Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Купол последней надежды: эксперт сравнил системы противоракетной обороны двух сверхдержав

Купол последней надежды: эксперт сравнил системы противоракетной обороны двух сверхдержав

© Jan Woitas/ dpa/ Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

Такой же «купол» анонсировал президент США Дональд Трамп, распорядившись выделить на создание защиты Америки от всяких там прилетов весьма приличные деньги. И вдруг выясняется, что китайцы уже – почти – создали нечто подобное. Или – окончательно создали? Возможно ли такое опережение китайских военных технологий в сравнении с американскими, рассказал профессор Юрий Жданов, заслуженный юрист России, доктор юридических наук, заведующий кафедрой Международного права РГСУ.

– Юрий Николаевич, откуда этот ажиотаж по поводу «куполов»? Есть ли в них какой-то практический, то есть, военный, смысл?

– В каждой, хорошо продуманной, грамотно организованной, оснащенной и снабженной всем необходимым системе обороны, смысл есть – какое-то время эта система продержится и нанесет ущерб противнику. Но всегда остаются три «проклятых» вопроса. Первый: ни одна система обороны вечной не бывает, если противник обладает значительным преимуществом – как минимум, тройным (это написано во всех военных учебниках). К обороняющимся должна прийти помощь откуда-то извне, либо оборона падет. Второй: сколько времени оборона продержится до подхода помощи (если, конечно, эта помощь придет)?

И третий: а дальше – что? Впрочем, это уже риторический вопрос.

– Известно, что любая оборона должна перемолоть и истощить силы нападающих до подхода помощи…

– Вот, это и есть главная задача (опять же, это присутствует в каждом военном учебнике любой армии, я не открываю ничего нового). Израиль именно такую модель своего «Железного купола» и создал: продержаться до того момента, пока на помощь придут союзники – США и прочие европейцы. И ведь сработало: во время иранских и хуситских атак что-то сбили израильтяне, а что-то – американцы и натовцы.

– Значит, схема «Железного купола» – рабочая? Не зря ведь эту идею намерен воплотить Трамп? Может, и нам она подойдет?

– Израиль – микроскопическое государство, воздушное пространство которого легко перекрыть несколькими дивизионами, даже батареями «Пэтриот» и другими, более дешевыми системами ПРО и ПВО, а также парой – тройкой эскадрилий перехватчиков или патрулями обычных истребителей. Даже зенитными пулеметами. И противник у них был отнюдь не самый высокотехнологичный. Да и то, в момент массированной атаки помощь союзников оказалась очень своевременной, если не решающей. Без этой помощи хваленый «купол» наверняка бы треснул.

Поэтому мне трудно представить, как построить такой «купол» над Россией или США – гигантские пространства, на нескольких широтах, часовых поясах и разительно отличающихся климатических условиях. Насколько мне известно, наши ПВО и ПРО сформировали и совершенствуют свою, оригинальную и весьма успешную, схему. Но это – не тема нашего разговора.

– Но ведь китайцы – создают (или – уже создали) свой «купол»?

– Да, интересно. Многие иностранные наблюдатели задаются животрепещущим вопросом: какой из «куполов» заблестит первым – китайский или американский?

– И какой же?

— Увы, я – не пророк. Но могу сопоставить доступные из СМИ факты. Как сообщает гонконгское издание South China Morning Post (SCMP), Китай представил рабочий прототип глобальной системы обороны, которая может отслеживать ракеты, запущенные из любой точки мира.

Система так и называется: «Распределенная платформа больших данных раннего обнаружения». Она уже была протестирована и развернута Народно-освободительной армией Китая (НОАК).

– Что она из себя представляет?

– Судя по публикациям, платформа интегрирует данные с суши, моря, воздуха и космоса для обеспечения анализа угроз в режиме реального времени. Разработчики утверждают, что система способна отслеживать до 1000 приближающихся ракет одновременно. Она получает данные со спутников, радаров, оптических датчиков и разведывательных платформ на суше, на море, в воздухе и в космосе. Технология определяет траектории полета, различает настоящие боеголовки и ложные цели, а также предоставляет информацию для управления системами перехвата. Китайцы считают, что это – первая в мире глобальная система противоракетной обороны с глобальным охватом.

– Как эта система работает?

– Исследовательская группа под руководством Ли Сюйдуна из Нанкинского научно-исследовательского института электронных технологий пояснила, что прототип решает проблему объединения данных из разрозненных источников. Объединяется информация из различных регионов и платформ, даже если они были созданы разными поставщиками и развернуты в разное время.

Команда Ли в статье, опубликованной в журнале Modern Radar, объяснила: «Прототипная система может обеспечить распределенное параллельное планирование до 1000 задач по обработке данных на узлах».

То есть, объединяя данные систем раннего оповещения, платформа выдает унифицированные результаты, такие как отслеживание целей, оповещения о запуске и идентификация. Ли и его коллеги заявили, что эти результаты затем могут передаваться на различные уровни командования, что повышает ситуационную осведомленность НОАК.

Как пишет SCMP, система использует QUIC (Quick UDP Internet Connections) — протокол передачи данных нового поколения, обеспечивающий безопасную и быструю передачу данных даже в условиях сильных помех. Собранные данные также будут использоваться для обучения систем искусственного интеллекта для будущих обновлений.

По своей сути, китайская модель – не то, чтобы «купол» (да и «купол» ли это вообще в израильском и американском понимании?), но великолепная схема раннего оповещения: вот она – цель, пока еще далеко, но уже можно сбивать. Кстати, у нас схожие алгоритмы реагирования на угрозы.

– Американский «Золотой купол» строится по тем же принципам?

– Вы не поверите, но американский проект «Золотой купол» пока не имеет работающей модели. Дональд Трамп предложил идею создания глобальной системы противоракетной обороны еще в мае 2025 года, но до сих пор нет ни четкой технической архитектуры, ни плана реализации. Генерал Космических сил США Майкл Гетлейн, руководитель программы, признал, что прогресс идет медленно:

«Все, кто говорит вам, что, по их мнению, все знают, на самом деле не знают, включая меня».

– Почему? Из-за пресловутой непредсказуемости Трампа?

– Тут не понятно, кто из них более непредсказуем, а если честно – не компетентнен.

Эксперты отрасли утверждают, что главная проблема «Золотого купола» — не оружие, а данные. Так, Дэн Найт, вице-президент по датчикам и интеграции данных в Arcfield, завил: «У нас есть информация, точнее, данные, которые нам нужны. Просто они находятся не там, где нужно».

– Как это?

– Найт заявил, что США потребуется перепроектировать свои сети передачи данных и использовать моделирование, чтобы система заработала. Более того, ведутся споры о том, следует ли включать в систему «Золотой купол» вспомогательные системы и насколько широк доступ искусственного интеллекта к конфиденциальной информации.

– Получается, что у Китая и США происходит не только изменение баланса в оборонных технологиях, но и в темпах внедрения этих технологий?

– Получается, что так. Военные аналитики отмечают, что Китай продвигается вперед, в то время как американские программы сталкиваются с задержками. Разработка гиперзвуковых ракет, мощных лазеров, истребителей шестого поколения и электромагнитных катапульт в США замедлилась, в то время как Китай добился устойчивого прогресса.

Эксперты предположили, что это может быть еще одним случаем, когда «у США есть идея, а Китай воплощает ее в жизнь».

Да, китайский прототип пока не идеален, но его развертывание свидетельствует о том, что страна уже достигла важной вехи в создании первой в мире системы противоракетной обороны планетарного масштаба (вот он, настоящий «купол»!).

– Американцы этого не замечают?

– Наверное, замечают. Другое дело, как они на это реагируют. Например, демократы из сенатского Комитета по стратегическим космическим исследованиям (SASC) вообще скептически относятся к цене и осуществимости проекта «Золотой купол» – типа, зачем нам это вообще?

Так, генерал Космических сил Майкл Гетлейн, директор проекта «Золотой купол», недавно провел секретный брифинг с членами SASC, посвященный первоначальной архитектуре этой масштабной и амбициозной системы. Это было его первое взаимодействие с комитетом с момента назначения его руководителем в мае 2025 года. Хотя члены комитета в целом положительно оценили руководство Гетлейном программой и поток информации, поступающей из Пентагона, несколько демократов, вышедших со встречи, выразили сохраняющуюся обеспокоенность относительно того, насколько разумно использовать средства налогоплательщиков на этот проект. Сенатор Марк Келли, демократ из Аризоны, усомнился: «Нам нужно гораздо больше информации, прежде чем принимать решения о трате сотен и сотен миллиардов долларов».

При этом, Марк Келли, сенатор-демократ, бывший летчик-истребитель ВМС, заявил, что у него по-прежнему есть «оговорки» относительно программы, поскольку система должна будет доказать высокий уровень надежности хотя бы для того, чтобы соответствовать основным требованиям: «Это невероятно дорогая система. Она сложная. Физика здесь действительно сложная, и для эффективности нужно создать что-то очень надежное. Имея некоторый опыт в этом деле, я настроен очень скептически. Нам нужно гораздо больше информации, прежде чем принимать решения о выделении сотен и сотен миллиардов долларов».

– Его мнение – одиночное?

– Нет. Сенатор Ричард Блюменталь, демократ из Коннектикута, также заявил, что его опасения относительно стоимости, сроков и осуществимости программы не новы, отметив, что независимые эксперты представили собственные оценки, которые значительно длиннее и дороже прогнозов Пентагона: «Для полной и точной оценки «Золотого купола» абсолютно необходимы дополнительные факты».

Опять же, сенатор Тим Кейн, демократ от Вирджинии, считает, что программа развивается, но Гетлейн столкнулся с «резкими и сложными» вопросами, в частности, относительно стоимости программы: «Я думаю, что все представители обеих партий все еще пытаются понять, достаточны ли публично озвученные цифры».

– Но что-то в этом направлении делается?

– Вот именно – что-то. Так, представитель Пентагона сообщил, что ведомство уложилось в установленные сроки по разработке первоначальной архитектуры, которая в настоящее время находится на рассмотрении.

Законодатели неоднократно отказывались раскрывать подробности о сроках, стоимости и технологиях, связанных с проектом «Золотой купол», о которых стало известно из брифинга 30 сентября, ссылаясь на его секретность. Однако на вопрос о том, совпадает ли оценка стоимости проекта с цифрой в 175 миллиардов долларов, озвученной Трампом, сенатор Кевин Крамер, республиканец из Северной Дакоты, возглавляющий подкомитет по тактическим воздушным и наземным операциям Комитета по безопасности на море (SASC), ответил утвердительно.

Не все законодатели выразили обеспокоенность стоимостью программы. Сенатор Дэн Салливан, республиканец от Алабамы, заявил, что он настаивал на согласовании с Гетлейном графика испытаний «Золотого купола». Салливан хотел увидеть существенный отход от подхода Агентства по противоракетной обороне, которое, по его словам, придерживается «культуры неприятия риска», полагаясь преимущественно на имитационные испытания, а не на реальные демонстрации.

Возможно, многие американские политики считают, что «купол», о котором мечтает Трамп, – последняя надежда Америки на выживание в войне, которую так усердно раздувает коллективный Запад. Кстати, с поощрения самой Америки. Кто-то в США начинает, наконец-то, понимать, что безопасности не бывает много, бывает – поздно.

Источник