На финско-российской границе, она же теперь и с НАТО, сосредотачивается всё больше войск. С той, внешней от нас стороны. Что, вообще, следовало ожидать, зная агрессивный антироссийский настрой Запада. Не первый год грозят нам войной «просвещенные европейцы».
Предвидя это, Верховный главнокомандующий ВС РФ Владимир Путин ещё полтора года назад возродил Ленинградский военный округ (ЛВО), юрисдикция которого распространяется на западно-центральный регион европейской части России.
До вступления Финляндии и Швеции два года назад в «оборонительный» альянс этот участок считался относительно спокойным. Не требовал серьёзного военного присутствия. Но Хельсинки, с началом конфликта на Украине, як з глузду зьихав (с укр.- потерял рассудок). И, отказавшись от нейтралитета, сразу после получения натовского членства, занялся ускоренной милитаризацией.
Все ключевые решения там, — от строительства гражданского жилья в городах, в том числе, не близких к нам, до возведения мостов, включая пешеходных (!), как, например, в Иматре, теперь принимаются с учётом исключительно военной составляющей. Которую (составляющую) откровенно нацеливают на конфликт с нами.
Дело дошло уже до рытья окопов в непосредственной близости от российской границы. Рыть их обязывают не только военнослужащих, но и запуганное местное население — там, где оно ещё осталось. Собираются зимовать в них, что ли?
И с каждым днем в Суоми всё громче бряцают оружием.
— Мы уж давно слышим это бряцание, в буквальном смысле слова — ветер доносит с той стороны. Постоянных-то жителей у нас сейчас и десятка не наберется, так что, слышимость хорошая, — ответил на звонок «СП» Александр Борисович (имя изменено), старожил известной в тех краях стариной деревни Вокнаволок. — Туристов и дачников, как финских, так и российских, у нас сильно поубавилось за последние пару лет. Их поток стал иссякать ещё в ковид. Думали, с отменой карантина восстановится. Но… Граница закрыта. Да соседи и не особо рвутся к нам. Кто боится, что арестуют — им там так говорят; а в ком-то «проснулся» погибший в «Зимней войне» дед…
Примерно то же говорят и хуторяне моего собеседника. Ни один год выстраивали они туристскую базу в этих краях, ставшую популярной на всём Северо-Западе — российском и финском. Теперь там тишина. «Не знаем, что и ожидать», — тяжело вздыхают хозяева. — Не ожидали от соседей такой резкой перемены отношений…
Но что происходит сейчас у нашей границы? На этот вопрос жители Карелии отвечают коротко: ситуация непростая.
Явно неслучайно в Ленобласти с рабочим визитом побывал на днях по просьбе Владимира Путина зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев. Ему поручено, как выяснилось, заняться строительством фортификационных сооружений в приграничных регионах. Как сказал Дмитрий Анатольевич, «нам важно обеспечить безопасность границы», быть готовыми к «отражению возможных недружественных действий, и обеспечить наши регионы соответствующим оборудованием».
Как считает главный редактор журнала «Национальная оборона», военный эксперт Игорь Коротченко, «Россия должна теперь делать ставку на ядерное сдерживание Финляндии и других стран Балтийского региона. Поэтому появление новой фортификационной структуры на границе с Суоми — это один из элементов общего укрепления обороны со странами — членами НАТО в Северном регионе».
Продолжает тему известный политолог, эксперт «СП» Юрий Светов.
— Давно стало понятным, что Финляндия хочет стать передовым рубежом НАТО на Севере. Строит там, в частности, завод, на котором будет ремонтировать и обслуживать американские самолеты. Продолжает разнообразные учения, в том числе, репетирующие атаки в сторону РФ. Их министр обороны объясняет это тем, что даже когда украинский конфликт окончится, Россия для них все равно останется угрозой. То есть, признаков отрезвления политиков этой небольшой республики у наших границ не видно.
«СП»: По всему видно, что финны настроены продолжать милитаризацию…
— Это так. И мы должны это учитывать. Плановое развертывание войск Ленинградского округа предполагает, как купировать угрозы от баз НАТО. Армия у финнов небольшая, но через неё проходит вся финская молодежь. Её обучают воевать, зачисляют в резерв. Всё так же, как перед Второй мировой войной. Учитывая, что по опросам общественности Суоми 80% финнов негативно относятся к России, это естественно. Их общество, видимо, уже готово воевать с нами.
«СП»: Они настолько глупы, что действительно могут напасть на нас?
— Заявление генсека НАТО о том, что блок НАТО в 25 раз сильнее России, и что в странах альянса, населения в 3,5 раза больше, чем у России, а также превосходство их вооруженных сил над нашими по всем показателям — почему бы не повевать? Вот такой четкий настрой.
А если откажутся от таких намерений, у всех этих политиков спросят: зачем тратили деньги на Украину? И выгонят их в шею. Вот и министр обороны Британии сказал, что потрачено 600 млн. фунтов стерлингов на поставки Киеву полмиллиона беспилотников. Англичане уже вопрошают: зачем вы их тратили, если у нас в экономике полно своих проблем хватает? Затем, оправдываются, чтобы РФ не напала на них.
Своя точка зрения на происходящее вблизи российских рубежей у Николая Межевича, экономиста, политолога, президента Ассоциации прибалтийских исследований.
— В экономике финны сейчас стратегически проигрывают. Они привыкли жить хорошо с конца 1950 по 2016 г. Каждое их поколение жило лучше, чем их бабушки с дедушками. Основой этому был относительный мир в Европе. На Севере континента тихо и спокойно развивался экономический союз с РФ. Благодаря чему наши соседи создали подушку экономической безопасности. Решили, что так будет всегда. Уверенные, что это результат их гениальности, а не объективных процессов, которые обеспечивала политика нейтралитета. К слову, самым успешным предприятием соседей было генконсульство Финляндии в Санкт-Петербурге. Зарабатывало на визах миллионы евро. Идеальный бизнес!
Но после того, как торговля с РФ, её туристы и другие популярные сервисы отменились по инициативе финской стороны, всё пошло в другую, негативную для Хельсинки и её населению, сторону. Вашингтон ли в том виноват, Лондон, или они сами, финны, сошли с ума, не имеет значения. Главное результат. Он налицо.
«СП»: А что там сейчас у наших с ними границ, Николай Маратович?
— Если коротко — провокации с их стороны весьма возможны.