В ЕС хотят ускорить вступление Молдовы и Украины в ЕС. Глава Европарламента Роберта Метсола официально уведомила о запуске переговоров о членстве этих двух стран в Евросоюзе до конца этого года.
И в Киеве, и в Кишиневе давно грезят о членстве в ЕС. Еще бы: инвестиции, гранты, кредиты…
Статус кандидатов в ЕС был предоставлен Украине и Молдове в июне 2022 года. В Евросоюзе признали, что это решение было, скорее, символическим. Его целью было поддержать Киев и Кишинев в их противостоянии Москве. Хотя в Кремле к этому относились спокойно. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал вступление в ЕС суверенным правом и Украины.
Правда, если верить опросам общественного мнения, членство в ЕС в большей степени нужно Майе Санду и Владимиру Зеленскому, чем их электорату.
К примеру, отношение жителей Молдавии к евроинтеграции крайне неоднозначное: на референдуме по поводу вступления в ЕС перевес удалось получить лишь за счет голосов граждан, живущих за рубежом. Внутри республики вступление в ЕС поддержали лишь около 46% избирателей.
Что касается членства в ЕС Украины — очень много вопросов. Турция всякий раз напоминает, что еще с 1999 г. «стоит в очереди» в Евросоюз. Против вступления Украины в ЕС и ряд европейских стран. В частности, польские власти неоднократно заявляли, что заблокируют вступление Украины, если Киев не согласится на эксгумацию жертв Волынской резни. Глава администрации премьера Венгрии Гергей Гуйяш также заявлял, что прием незалежной в Евросоюз стал бы исторической ошибкой, ее поведение не соответствует статусу страны-кандидата в члены сообщества.
Почему вопрос о вступлении Молдавии и Украины в ЕС приобрел такую актуальность именно сейчас? На какие «плюшки» от ЕС рассчитывают в Молдавии и на Украине и что получат в реальности? Что от них потребуют взамен? Как все это отразится на России? Какое будущее ждет Приднестровье? «СП» задала эти вопросы замдекану мировой экономики и политики ВШЭ Андрея Суздальцева.
— Что касается Украины, думаю, вопрос о ее членстве в ЕС — миссия невыполнимая. Дело в том, что она не вписывается в экономику Евросоюза. Украинские мигранты и так без того стали «европейским кошмаром». К тому же в ЕС прекрасно понимают: разрушенная Украина попросту разграбит ЕС. Во всяком случае, ее содержание обойдется Европе слишком дорого. А там умеют считать деньги.
Все эти разговоры об ускоренном вступлении в ЕС — просто пряник, который издалека показывают Украине: «Терпите ради светлого будущего в ЕС, погибайте, и вам зачтется. Но это не точно».
«СП» Вопрос с членством Молдавии в ЕС — перспектива более реальная?
— Там только что прошли парламентские выборы, на которых победу нарисовали проевропейской партии Майи Санду. Теперь логично ответить на «европейский выбор» молдаван. Но объективно говоря, экономически республика за последнее время продвинулась. Сейчас на ЕС приходится более 67% всего молдавского экспорта, тогда как в 2013 году этот показатель составлял лишь около 47%. В то же время доля поставок в страны СНГ сократилась с 38% до 6,8%, из которых только 3,3% приходятся на Россию.
Понятно, что Молдавия полностью ориентирована на Европу.
«СП»: Возникает закономерный вопрос: что дальше? Не поглотит Молдавию Румыния?
— Такой сценарий в ЕС рассматривают. Это соседи, их экономика взаимосвязана, у них почти один язык. Поэтому почему нет? К тому же тут тонкий политический момент: Румыния — член НАТО с 2004 года, поэтому вопрос с приемом в Североатлантический альянс Молдавии решается автоматически, без долгих процедур. А если республика станет частью НАТО, вопрос с русскоязычным Приднестровьем, которое входит в ее состав, будет закрыт. Так, видимо, рассуждают в ЕС. Правда, есть тысяча российских миротворцев, которые охраняют в Приднестровье склады с вооружениями. Пойдет ли НАТО на открытый конфликт с Россией в этом случае — вопрос открытый.
«СП»: Может, после вхождения в ЕС за Молдавию наконец заплатят, покрыв ее долги перед Газпромом?
— На сегодня ее долг перед Газпромом составляет 709 млн долларов. В Кишиневе называют этот долг «историческим». По-моему, эта формулировка достойна того, чтобы войти в историю… Не думаю, что в ЕС будут решать вопрос задолженностей Молдовы, там совершенно другие задачи.
«СП»: Могут ли быть ускорены сроки вступления Молдовы в ЕС?
— Думаю, сейчас в ЕС начнут форсировать события. Не в последнюю очередь Молдавию будут завлекать в ЕС, чтобы закрыть проблему Приднестровья, которое — «головная боль» всего Евросоюза. Недавно беседовал с одним дипломатом из страны НАТО, и он сделал мрачный прогноз: «Молдавия нужна не только ЕС, но и как потенциальный сателлит НАТО. Но главным образом — чтобы закрыть вопрос с Приднестровьем. Да, там ваши миротворцы. Мы знаем, что они не сдадутся. Не исключаю, что их будут уничтожать руками ВСУ. Что дальше — не хотел бы озвучивать».
Не исключаю, что в ЕС Кишинев вступит через кровь, — подытожил политолог.
В политических кругах ЕС сейчас рассматривают разные сценарии присоединения Молдавии. В частности, и без Приднестровья. Сможем ли мы договориться об этом с ЕС? Этот вопрос «СП» адресовала доктору исторических наук, главному научному сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Бориса Шмелёва.
— Вхождение Молдавии в состав Европейского Союза без Приднестровья обсуждается, потому что все понимают риски военного конфликта с Россией. Правда, есть и другой вариант. Кишинев может просто удушить Приднестровье, перекрыв поставки туда газа, электричества и продовольствия. Это та же война, только экономическая. Пока судьба ПМР под вопросом, но присутствие в Одессе сил НАТО говорит о том, что борьба за Приднестровье будет нелегкой.
«СП»: Что получит от вступления в ЕС Молдавия и что это будет значить для России?
— Республика уже получает от ЕС гигантские кредиты и гранты, которые превысили на сегодня 2 миллиарда евро. Плюс в ЕС выделили режиму Майи Санду 170 млн евро на социальные программы — на пенсии, пособия, медицинские страховки. Можно сказать, Молдавия де-факто уже часть ЕС. В Кишиневе сделали выбор в пользу Европы, понимая, что Россия оказать такую помощь сейчас не в состоянии.
С точки зрения геополитики, для нас потеря Молдавии — серьезный удар. Запад ведет большую игру, а мы пока «стреляем» по отдельным целям.