© Presidential Office of Ukraine/ ThePresidentialOfficeUkraine/ Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
«Украина экстренно мобилизует почти 122 тысячи человек из-за тотального провала на линии фронта. Больше всего народу загребут в Днепропетровской, Одесской и Харьковской областях», — указано в сообщении телеграм-канала SHOT.
О критической ситуации и недостатке боевой силы заявил и главком Александр Сырский. Он указал на критическую разницу в ресурсах между сторонами конфликта. Главком отметил, что российские войска превосходят ВСУ в три раза по силам и средствам, а на ключевых участках фронта это преимущество может быть шестикратным.
Однако остается непонятным, кого и как киевская власть собирается мобилизовывать. Во-первых, сейчас произошел массовый отток украинцев из-за открытия границ для юношей 18-22 лет. Как пишут украинские СМИ, бизнес уже успел заметить последствия принятого постановления. По их информации, предоставление правительством разрешения на выезд за границу мужчинам в возрасте 18-22 лет привело к тому, что многие люди этого возраста начали покидать компании и выезжать в другие страны. «Люди просто встали и уехали. Звонят и говорят: “Я в Швейцарии”. Это новая реальность», – описал ситуацию один из работодателей.
Да, конечно, на Украине все еще практикуют насильственную мобилизацию, когда мужчин буквально пакуют в «бусики». Однако даже при такой свободе действий ТЦК (аналог военкоматов) уже, видимо, не получается выполнять план — приходится загребать инвалидов. Буквально недавно по украинским СМИ разлетелась новость о том, что был мобилизован мужчина с диагнозом олигофрения. На военно-врачебной комиссии сотрудники военкомата подписали за него документы и отправили в учебную часть.
Кроме того, принудительная мобилизация вызывает все больше возмущения у самих украинцев: они регулярно пытаются спасти мужчин из лап военкомов. Например, в селе Боднарёв Ивано-Франковской области между местными жителями и представителями ТЦК произошел конфликт из-за того, что был мобилизован сельский староста. Возмущенные жители вышли на протест и заблокировали дорожное движение. Их действия поддержал даже мэр соседнего города Калуш, который предложил направить коллективное обращение в областную военную администрацию с требованием вернуть старосту в село.
Даже если кого-то и удастся мобилизовать, то совсем не факт, что они надолго задержатся в рядах ВСУ. За период с января по август 2025 года правоохранительные органы зарегистрировали 142,7 тыс. уголовных производств по статьям о дезертирстве и самовольном оставлении воинской части. Общее же количество подобных случаев с начала боевых действий составило 265,8 тыс. При этом настоящая цифра может быть ещё больше, так как часто о СЗЧ не сообщают в следственные органы и их в статистике никто не учитывает.
Впрочем, как подчеркнул в разговоре с «МК» политолог Александр Дудчак, подобные планы — мысль отнюдь не новая, так что это вряд ли сильно изменит ситуацию: люди уже научены сопротивляться и скрываться. Однако в некоторых регионах мобилизация может стать еще жестче. «Они основное внимание будут концентрировать на восточных и южных областях. Это позволит им убить одним выстрелом сразу двух зайцев. С одной стороны, русскоговорящих отправят в зону боевых действий. С другой, выполнят план по мобилизации», – подчеркивает Дудчак.