Фото: Norbert Eisele-Hein/imagebroker.com/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Через два года вышла книга американского политика Патрика Бьюкенена (был советником президентов Никсона, Форда и Рейгана) «Смерть Запада». В ней он обратился к теме испаноязычных мигрантов. Когда в 1969 году Ричард Никсон приносил присягу, в Соединенных Штатах насчитывалось 9 млн некоренных американцев. Ко времени президентства Джорджа Буша-младшего число таких людей перевалило за 30 млн. Каждый год в США прибывает почти миллион официальных иммигрантов плюс почти полмиллиона незаконных.
«Неуправляемая иммиграция грозит уничтожить страну, в которой мы выросли, и превратить Америку в хаотическое скопление народов, не имеющих фактически ничего общего между собой — ни истории, ни фольклора, ни языка, ни культуры, ни веры, ни предков», — написал автор.
Американский профессор Чалмерс Джонсон (воевал в Корее в 1967–1973 годах, был консультантом ЦРУ) в 2006 году в книге «Немезида» написал: «Я убежден, что Джордж Буш и Дик Чейни завели страну в опасный тупик. Президент сейчас управляет правительством так, как едва ли мог управлять им обычный монарх. Он имеет в своем распоряжении ЦРУ, личную армию, неподотчетную конгрессу, прессе или общественности, поскольку все, что делает ЦРУ, секретно. Расходы на вооружение прописываются в максимально возможном количестве бюджетных статей, чтобы любого конгрессмена, который вздумает проголосовать против новой системы вооружения, можно было обвинить в том, что он оставляет без работы кого-то из своих избирателей. Я убежден, что поддержание нашей зарубежной империи (737 военных баз по всему миру) требует таких ресурсов и устремлений, которые неизбежно положат конец нашей собственной демократии и в конечном итоге породят военную диктатуру или ее гражданский эквивалент».
В 2014-м американский журналист Мэтт Тайбби опубликовал книгу «Пропасть: Американская несправедливость в эпоху материального неравенства». В ней он отметил, что в начале 2000-х число бедных американцев чуть превышало 10%, а в 2010 году этот показатель достиг 15,3%. В 1991 году за решеткой находилось около 1 млн американцев, к 2012 году это количество превысило 2,2 млн, то есть выросло больше чем на 100%. В США заключенных и освобожденных условно (около 6 млн человек) больше, чем было в сталинских лагерях. В тюрьмах находится больше чернокожих, чем в свое время было рабов.
«При этом высокопоставленные преступники никогда не несут личной ответственности за очень серьезные преступления. С 2008 года ни один топ-менеджер финансового института не оказался в тюрьме. Ни один человек не ответил за системные преступления, стоившие миру 40% богатства. У крупных компаний есть опытные адвокаты, у бедняков адвокатов нет. Бюрократия правосудия медленно, но верно дрейфует к простейшим приговорам, на которые требуется не более 10 секунд, и полностью отказывается от дорогих судебных разбирательств, которые могут длиться годами. Если вы выросли в бедной семье, то не представляете себе масштаба криминальной деятельности людей богатых, имеющих политические связи. И вы даже представить не можете, что все это происходит прямо под носом полиции, оплачиваемой этими самыми богатыми людьми», — заявил Мэтт Тайбби.
В 2015 году Дэвид Гребер опубликовал книгу «Утопия правил», в которой раскритиковал несправедливость и бюрократизм в США. Корпоративные доходы в Америке все чаще обеспечиваются вовсе не торговлей или промышленностью, а финансами, то есть в итоге долгами других людей. «Одним из следствий всех этих долгов становится то, что правительство превращается в главный механизм извлечения корпоративных доходов (просто представьте, что произойдет, если кто-нибудь попытается не выплачивать долг за обучение: в действие вступит весь правовой аппарат, угрожая арестом имущества и зарплаты и наложением дополнительных многотысячных штрафов). По мере того как прибыли банков и компаний, выпускающих кредитные карты, все в большей степени обеспечиваются за счет «платежей и штрафов», взимаемых с их клиентов — настолько, что с тех, кто живет от зарплаты до зарплаты, могут регулярно взимать штрафы в восемьдесят долларов за перерасход средств в размере пяти долларов, — финансовые компании стали играть по совершенно иным правилам», — написал Дэвид Гребер.
В 2019 году экономисты Дарон Аджемоглу и Джеймс А.Робинсон в книге «Узкий коридор» обратили внимание на чудовищное имущественное расслоение в США. Для того чтобы контролировать население, американское государство вырастило необузданные службы безопасности. Кроме того, в США на каждого жителя в среднем приходится по одной единице огнестрельного оружия, всего более 300 млн. Неудивительно, что число убийств на 100 тыс. жителей здесь в 5 раз больше, чем в Европе. Полиция в бедных районах озабочена не заботой о безопасности граждан, а пополнением бюджета, поэтому полицейские постоянно выписывают штрафы всем подряд.
В том же 2019 году американский профессор Джаред Даймонд опубликовал свою книгу «Кризис». Автора беспокоит поведение американской элиты: «Богатые и влиятельные американцы, обладающие диспропорционально большой властью, склонны признавать, что со страной что-то не так, но вместо того чтобы обратить свое богатство и влияние на поиск решений, они ищут способы избежать проблем американского общества для самих себя и своих семей. В настоящее время излюбленные стратегии побега подразумевают покупку недвижимости в Новой Зеландии или переделку заброшенных ракетных шахт в роскошные уединенные бункеры», — заметил он.
В 2020 году на свет появилась книга Энн Кейс и Ангуса Дитона «Смерти от безысходности и будущее капитализма». В ней они обращают внимание на то, что в последние десятилетия в США наблюдается беспрецедентное снижение средней продолжительности жизни, вызванное резким ростом смертности от самоубийств, наркотиков и алкоголизма. Энн Кейс и Ангус Дитон, лауреат Нобелевской премии по экономике 2015 года, анализируют этот феномен, раскрывая социально-экономические причины кризиса, переживаемого, прежде всего, рабочим классом. Авторы показывают, как капитализм перестал работать для тех, кто раньше преуспевал в Америке. Они рисуют картину упадка американской мечты, где белый рабочий класс сталкивается с распадом семей и ограниченными перспективами. В то время как образованные люди становятся здоровее и богаче, менее образованные в буквальном смысле умирают от боли и отчаяния. Кейс и Дитон связывают кризис с ослаблением позиций труда, ростом корпоративной власти и хищническим сектором здравоохранения. Они утверждают, что капитализм, некогда выведший миллионы из нищеты, теперь разрушает жизни американских «синих воротничков».
В том же году вышла книга американского исследователя Ричарда Лахмана «Пассажиры первого класса на тонущем корабле. Политика элиты и упадок великих держав». В ней автор доказывает, что упадок США как гегемона капиталистической мир-системы необратим. Упадок гегемонии США происходит после нескольких десятилетий неолиберализма, который характеризовался последовательным снижением налоговых ставок на наиболее крупные доходы и наследство. «Сегодня правительства штатов и муниципалитеты пребывают в постоянном фискальном кризисе, а политическая база для повышения налогов, достаточно существенного, чтобы профинансировать социальные льготы на уровне штатов, почти отсутствует. Богачи в своей повседневной жизни и так уже устранились от опыта тех американцев, которые оказались не столь удачливы, и общения с ними. Если же богатые переселятся на другие континенты, то они станут еще более чуждыми для тех, кто остался в Америке. Хоть у себя дома, хоть за границей те, кто зарабатывал на эпохе американской гегемонии и на ее упадке, будут в состоянии самоизолироваться от последствий своих могущества и алчности, которые будут всё больше проявляться в политических расстройствах, массовом отчаянии, внутренних и глобальных распрях», — пишет он.
Заметим, что все эти суждения высказаны не какими-то в той или иной степени ангажированными лицами со стороны, а самими американцами, причем их лучшими умами — публицистами, политиками, экономистами, учеными… Этот краткий обзор позволяет понять накал противоречий как в американском обществе в целом, так и в стане американской элиты, в частности, на волне которого к власти в США смог прийти популист Дональд Трамп. Он обещал улучшить жизнь большинства граждан страны и сделать Америку снова великой. Однако чем дольше он правит, тем больше заметна разница между его словами и делами. В результате ему все чаще приходится подавлять своих оппонентов с помощью силовых структур.