© Steffen Trumpf/ dpa/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Норвежские СМИ сообщили, что директор Нобелевского института Кристиана Берга Харпвикена считает, что утечка информации о присуждении Нобелевской премии мира венесуэльской оппозиционерке Марии Корине Мачадо была «весьма вероятной» в результате шпионажа. Этот скандал разразился после того, как на платформе для прогнозирования ставок шансы Мачадо на победу за ночь с четверга на пятницу подскочили с 3,75 до почти 73 процентов. Примечательно, что ни один эксперт и ни одно авторитетное СМИ не включали ее имя в число возможных лауреатов до официального объявления, прозвучавшего всего через несколько часов после странного всплеска на платформе для ставок.
Харпвикен в интервью норвежскому телеканалу был категоричен: «Весьма вероятно, что это шпионаж». При этом он подчеркнул, что утечка вряд ли была результатом действий кого-то из сотрудников института, а скорее следствием внешнего вмешательства.
«Это слишком определенно, чтобы сказать наверняка, но ни для кого не секрет, что Нобелевский институт подвергается шпионажу. Очевидно, что это учреждение представляет интерес для субъектов, которые хотят получить информацию, как для государств, так и для других организаций», — пояснил он, добавив, что такие попытки продолжаются уже десятилетиями и мотивы могут быть как политическими, так и экономическими.
Позиция Харпвикена резко контрастирует с заявлением председателя Нобелевского комитета Йоргена Ватне Фриднеса, сделанным ранее. Фриднес утверждал, что не верит в утечку информации, заявив: «Я не думаю, что за всю историю премии когда-либо были какие-либо утечки информации. Я не могу себе представить, что это так». Однако, несмотря на эту уверенность, Харпвикен пообещал провести тщательное расследование инцидента и «при необходимости еще больше усилить меры безопасности».
Награждение Мачадо, которой было запрещено участвовать в президентских выборах в Венесуэле в 2024 году, вызвало политический резонанс. Комитет присудил ей премию «за неустанную работу по продвижению демократических прав народа Венесуэлы и за борьбу за достижение справедливого и мирного перехода от диктатуры к демократии». На кадрах, опубликованных в социальных сетях, видно, как взволнованный Харпвикен сообщает Мачадо о решении комитета по телефону. Та, в свою очередь, отвечает: «Боже мой. У меня нет слов. Большое вам спасибо. Я надеюсь, вы понимаете, что это движение, это достижение для всего общества. Я всего лишь один человек; я, конечно, не заслуживаю этого. О Боже мой».
Венесуэла объявила о закрытии своего посольства в Норвегии, не указав явных причин этого решения. Представитель МИД Норвегии выразил сожаление по этому поводу, подчеркнув, что «Норвегия желает сохранить диалог с Венесуэлой открытым» и напомнив, что Нобелевский комитет считается независимым от правительства органом. Одновременно Каракас заявил о закрытии посольства в Австралии и об открытии новых дипломатических миссий в Буркина-Фасо и Зимбабве, названных «стратегическими союзниками в антиколониальной борьбе».