Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Новый разрыв между Россией и США: Москва отказалась утилизировать оружейный плутоний

Новый разрыв между Россией и США: Москва отказалась утилизировать оружейный плутоний

Фото: duma.gov.ru

тестовый баннер под заглавное изображение

Сколько именно плутония уничтожила в рамках своей части обязательств по соглашению с американцами Москва, неизвестно. Это максимально секретная информация. Хотя в зале ГД этот вопрос и прозвучал. Ну а как не задать – интересно же.

Сергея Рябкова любопытство одного из думцев обескуражило. Дипломат был вынужден напомнить парламентариям, что такая информация находится под высшим грифом секретности.

– Любые мои рассуждения на эту тему приведут к моей уголовной ответственности, – заметил замглавы МИДа.

Нелепый вопрос обернулся выволочкой от Вячеслава Володина. Он удивился: почему депутаты не готовятся к заседаниям? Могут же почитать материалы под грифом.

– Это не первый раз, – возмутился спикер ГД, – Это уже вызывает вопросы к тем, кто задает эти вопросы. Давайте более ответственно относиться к исполнению своих обязанностей! Не так много времени прошло, когда депутатов приглашали в посольство США для написания законопроектов. Приезжали туда министры юстиции, работали с депутатским корпусом РФ. Понятно, чем это заканчивалось. Страны практически не стало. И фракции надо определиться в этой части. Война идет. Может быть, кому-то взять и сменить здесь теплое кресло? Ничего личного. Но голову-то надо включать.

Самим соглашением, по мнению внешнеполитического ведомства, голову себе забивать больше не надо.

– Сохранение каких-либо дальнейших обязательств в отношении плутония, являющегося предметом соглашения, неприемлемо и нецелесообразно с каких-либо точек зрения, – заключил Рябков.

Дело тут даже не в том, что самой горячей темой в практически ледяных отношениях РФ-США сейчас являются возможные поставки ракет «Томагавк» Киеву. Всё началось гораздо раньше.

– Уинстон Черчилль как-то сказал, что разоружение и мир не могут достигаться слабостью и идеалистической болтовней, – вышедший на трибуну вслед за Рябковым депутат Вячеслав Никонов решил начать с начала «холодной войны». – И здесь он был прав. Соглашение об утилизации плутония – это часть общей системы договоров о контроле над вооружениями, которая стремительно деградировала в последнее время.

Со времен ДСНВ-1 накопилось избыточное количество оружейного плутония, который снимался с боевого дежурства, продолжил экскурс в историю Никонов. Возник вопрос, что с ним делать. На встрече на высшем уровне в Москве в 1996 году было решено его утилизировать. Предлагалось два способа – переработка в топливо для атомных электростанций и иммобилизация, то есть захоронение. В августе 2000 года между Москвой и Вашингтоном был подписан договор об утилизации 34 тонн оружейного плутония с каждой стороны.

– Как известно, уже в 2001 году США встали на путь слома системы договоров о контроле над вооружениями, Буш-младший вывел США из договора по ПРО, ратификация соглашения об утилизации затягивался.

Ратифицировать соглашение об уничтожении плутония удалось лишь после подписания ДСНВ-3, в июне 2011 года. У России к тому моменту уже было построено специальное предприятие для утилизации. В Штатах же начался «бизнес по-американски», рассказал Вячеслав Никонов:

– США сначала выдали 4,8 млрд долларов на создание соответствующего предприятия. Затем, когда эти деньги были освоены, они запросили 8 млрд долларов, которые тоже были потрачены на строительство этого предприятия. К тому моменту оно было построено на 70%, после чего запросили еще 17,3 млрд долларов на достройку. Но, поскольку деньги так и не были выделены, предприятие так и не вступило в строй.

В 2016 году Владимир Путин распорядился приостановить участие России в соглашении об утилизации плутония. Для Кремля было очевидно, что Белый дом со своей частью обязательств не справляется. Чуть позже был принят закон, который вывел российский плутоний из ядерной оружейной деятельности. То есть Москва все равно давала понять, что даже приостановка соглашения не означает старта гонки вооружений. Были в законе и условия для нашего возвращения в рамки плутониевого соглашения с США. Среди них – уже привычное российскому уху требование о возврате НАТО к границам и уровням контингентов 2011 года (весьма лояльно, кстати). Еще одно условие – отказ от недружественной политики в отношении России, под которой на тот момент понимался принятый в США «закон Магнитского», закон о поддержке Украины 2014 года и отмена санкций плюс компенсация ущерба, который они принесли России. Ну и еще Вашингтон должен был предоставить Москве план утилизации плутония.

– Как вы понимаете, ничего из этого не произошло. Военная инфраструктура выросла, количество санкций умножилось, военная помощь Киеву выросла, плана утилизации нет, – заключил Вячеслав Никонов.

На нет, как известно, и суда нет. Денонсацию думцы поддержали единогласно.

Источник