![]()
© Saudi Press Agency/Keystone Press Agency/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Десятки мировых лидеров и национальных делегаций соберутся в четверг в Вашингтоне на первое заседание Совета мира Дональда Трампа, но крупнейшие европейские сателлиты США отказались присоединиться к этой группе и раскритиковали неясное финансирование и политический мандат организации, пишет The Guardian.
Белый дом указал, что саммит нового специального совета Дональда Трампа в переименованном Институте мира будет в значительной степени способствовать сбору средств, и Трамп объявил в социальных сетях, что участвующие страны выделили более 5 миллиардов долларов на восстановление сектора Газа, который был разрушен во время войны с Израилем и остается разрушенным до сих пор в условиях гуманитарного кризиса.
Президент США заявил, что государства-члены также “направили тысячи сотрудников в Международные силы по стабилизации и местную полицию для поддержания безопасности и мира в Газе”.
Первоначально совет был сформирован с заявленной основной целью восстановления Газы, хотя с тех пор Трамп расширил его мандат, включив в него реагирование на другие глобальные конфликты, напоминает The Guardian.
Но, несмотря на характерную для Трампа напыщенность, саммит Совета мира вызывает большой скептицизм, поскольку ожидания ограничены как в отношении встречи в четверг в Вашингтоне, так и на Ближнем Востоке, где 100-дневный план мира и восстановления, объявленный Джаредом Кушнером в Давосе, застопорился, а помощь Газе по-прежнему поступает небольшими объемами.
Бывший американский дипломат Аарон Дэвид Миллер считает, что Совету мира будет трудно решить ключевые вопросы в конфликте между Израилем и Газой: кто будет управлять территорией, кто будет обеспечивать безопасность на местах и как реагировать на неотложные проблемы палестинского населения. Он также добавил, что пока видно мало указаний на то, как Совет мира может вывести переговоры между Израилем и ХАМАС из ключевого тупика.
“Правление — это удобный способ для президента, который заинтересован в быстрых победах, транзакциях и активном движении вместо серьезных изменений, чтобы продемонстрировать, что дела еще не сдвинулись с мертвой точки, — сказал аналитик, имея в виду дипломатию. — Таким образом, вы могли бы получить несколько впечатляющих обещаний. Но обещания — это одно, а выполнение — совсем другое”.
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен отклонила приглашение, да и лидеры ключевых сателлитов США, включая Великобританию, Германию и Францию, также заявили, что не присоединятся к Совету мира. Трамп отменил приглашение представителю Канады Марку Карни после критической речи канадского премьер-министра на Всемирном экономическом форуме в Давосе в прошлом месяце, напоминает The Guardian.
Инициатива Белого дома получила еще один удар на этой неделе, когда Папа Лев XIV объявил, что Ватикан не присоединится к Совету, который, по мнению критиков, является попыткой узурпировать полномочия других крупных международных организаций, включая ООН, и может позволить Трампу остаться на посту председателя совета даже после окончания его президентства.
“Одна из проблем, — сказал кардинал Пьетро Паролин, высокопоставленный дипломат Ватикана, — заключается в том, что на международном уровне Организация Объединенных Наций должна прежде всего управлять этими кризисными ситуациями. Это один из пунктов, на которых мы настаиваем”.
Вместо этого во встрече примут участие ближневосточные делегации, в том числе из Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Турции, Иордании и Катара, а также ряд международных государств, которые практически не вовлечены в конфликт в Газе, от Аргентины и Парагвая до Венгрии и Казахстана, пишет The Guardian. Считается, что многие из них добиваются расположения администрации Трампа, вступая в Совет мира, который предлагает получить постоянное место за пожертвование в размере 1 миллиарда долларов, в попытке поддержать его последнюю инициативу по подписанию.
Эксперт по Ближнему Востоку Макс Роденбек отмечает, что инициатива будет находиться под пристальным вниманием и что “во всем мире существует огромный скептицизм по поводу формы и намерений Совета мира”. “Если эта встреча не приведет к быстрым и ощутимым улучшениям на местах – и особенно на гуманитарном фронте – доверие к ней быстро рухнет”, — сказал он.
Президент Израиля Биньямин Нетаньяху, который поддержал эту идею во время визита в Вашингтон на прошлой неделе, предпочел пропустить встречу. Вместо него на ней будет присутствовать министр иностранных дел Гидеон Саар, правый союзник Нетаньяху, подчеркивает The Guardian.
Ожидается, что добиться сотрудничества Израиля с мирным планом будет чрезвычайно сложно в год выборов, когда Нетаньяху пытается удержать крайне правое крыло своей партии и хочет избежать впечатления, что он работает бок о бок с региональными державами, такими как Катар или Турция, которые тесно связаны с ХАМАС.
События на местах показали, что лишь немногие политические организации или службы безопасности в рамках мирного плана, поддержанного Трампом, действительно добились прогресса в урегулировании конфликта или ослаблении гуманитарного кризиса в Газе. Спустя почти месяц после обнародования Кушнером, который также является зятем Трампа, 100-дневного плана мира и восстановления, люди, назначенные для реализации этого плана, все еще имеют смутное представление о том, как он должен работать.
Пятнадцать членов Национального комитета по управлению Газой (NCAG), группы технократов, созданной в соответствии с планом Трампа, ждут в Каире, стремясь продемонстрировать быстрое улучшение уровня жизни населения Газы, но им не хватает инструментов, чтобы что-либо сделать.
Николай Младенов, который, как предполагается, будет исполнять обязанности верховного представителя Совета мира в Газе, до сих пор был мало известен и еще меньше говорил о своей роли, пишет The Guardian. Первый крупный пост NCAG в социальных сетях, опубликованный в субботу, свидетельствовал о некоторой степени разочарования и о том, что NCAG не желает быть марионеткой. “Мы подчеркиваем, что полный административный, гражданский и полицейский контроль со стороны NCAG является не просто процедурным; нельзя ожидать, что NCAG будет нести ответственность без полных административных, гражданских и полицейских полномочий, необходимых для эффективного выполнения его мандата”, — говорится в сообщении NCAG на платформе X.
“Все идет медленнее, чем ожидалось, и все очень расстроены”, — констатирует израильский комментатор Гершон Баскин, принимавший участие в переговорах по мирному плану.
“NCAG останется в Каире до тех пор, пока у них не появится четкое понимание того, что они могут чего-то добиться. Поездка в Газу сейчас была бы очень неконструктивной. Они ничего не смогут добиться, — сказал Баскин. — Они даже не знают, каков их бюджет, с каким количеством денег им приходится работать и каковы будут их задачи. Им даже не ясно, под чьим руководством они работают”.
Есть некоторые шаги по созданию международных стабилизационных сил (ISF), предусмотренных в плане Трампа в качестве поддержки палестинской полиции. Индонезия уже предоставила 8000 военнослужащих; для них в Газе готовятся казармы, и, как сообщается, в центре координации гражданских и военных действий есть офис с надписью “ISF” на двери. Но внутри никого нет, утверждает The Guardian.
Объем помощи, поступающей в Газу, остается крайне ограниченным, и, что является основным препятствием для любых усилий по восстановлению, не произошло изменений в крайне ограничительном списке запрещенных предметов “двойного назначения”, который включает в себя практически все, что сделано из металла, включая металлические опоры для палаток.
“Израиль продолжает вторгаться на территорию Газы, и желтая линия проходит все дальше на запад. Люди по-прежнему гибнут, здания по-прежнему разрушаются”, — утверждает Сэм Роуз, исполняющий обязанности директора агентства ООН по оказанию помощи БАПОР в секторе Газа.