Фото: AP
тестовый баннер под заглавное изображение
Визит Владимира Путина в Таджикистан начался 8 октября с обмена подарками и ужина тет-а-тет в «Райском саду» (именно так переводится с таджикского название главного зеленого оазиса Душанбе ) с президентом республики Эмомали Рахмоном. Такой нестандартный подход, разумеется, имел свое объяснение — лидеры РФ и Таджикистана не только одногодки, но и родились с разницей в два дня. Рахмону 73 года исполнилось 5 октября, а Путину — 7-го. Не удивительно, что встретившись, они решили перво-наперво отпраздновать двойной день рождения, тем более, что отношения между двумя президентами сложились дружеские. Это видно и по случайным, непротокольным фото, и по тому, как часто они оказываются вместе в кулуарах международных встреч. За несколько дней до визита Путин с большим уважением рассказывал о Рахмоне участникам «Валдайского клуба», вспоминая, как в начале 90-х президент Таджикистана с оружием в руках освобождал Душанбе от захвативших власть исламистов.
В подарок другу ВВП привез картину советского художника Бирштейна «Таджикские друзья», написанную в 1960 году, и увесистый труд Института энтологии и антропологии РАН «Таджики». Президент пояснил, что таких книг выпущено всего 25 (Рахмон получил экземпляр под N1), в ней собраны все имеющиеся у российских ученых сведения о таджиках, включая данные последней переписи населения. «Это лучший подарок», – погладив внушительный фолиант, поблагодарил Рахмон. Владимир Путин в свою очередь поинтересовался гиганским деревом, в беседке под которым был накрыт праздничный стол. Оказалось, что это абачи — африканский дуб-великан, достигающий трех метров в обхвате и обладающий целом рядом уникальных свойств. Кроме ботанических редкостей, вокруг беседки, где уединились лидеры, высились рукотворные пирамиды из фруктов, а землю выстилал не менее уникальный ковер из живых цветов.
Сколько времени в такой праздничной обстановке провели недавние именинники, пресс-служба Кремля умалчивает. Однако 9 октября официальная часть визита началась практически без опозданий. Владимир Путин и Эмомали Рахмон сначала провели переговоры в узком, а затем в расширенном составе. Но продолжались они недолго. Как пояснил российский лидер, «наиболее чувствительные темы» успели обсудить накануне «в спокойной обстановке» и «за чашкой чая». «Поставлены новые большие и амбициозные задачи по дальнейшему углублению российско-таджикского союзнического взаимодействия», – проинформировал СМИ Путин. Он отметил, что Россия является крупнейшим торговым партнером Таджикистана и одним из ведущих инвесторов в таджикскую экономику. Она полностью обеспечивает потребности республики в нефти и нефтепродуктах, а также содействует развитию горной гидроэнергетики. «Видим перспективы и для партнерства в мирном атоме», – сказал Путин, уточнив, что применительно к Таджикистану речь может идти о строительстве малых модульных реакторов.
Президент напомнил, что в России «живут и трудятся» порядка миллиона граждан Таджикистана, денежные переводы которых «являются серьезным подспорьем для их семей и таджикистанской экономики в целом» (Накануне визита помощник ВВП Юрий Ушаков, сообщал об 1,2 млн работающих в РФ таджиках и переводах в объеме $1,8 млрд, что составляет 17% ВВП республики) По итогам переговоров страны подписали соглашение по вопросам внутренних дел и миграции, а также о медицинском освидетельствовании граждан Таджикистана для въезда в Россию. Кроме того, Москва и Душанбе договорились активизировать взаимодействие в военной сфере, в том числе с использованием потенциала 201-ой российской военной базы.
По окончании переговоров с Рахмоном Владимир Путин отправился на другую не менее (а скорее всего даже более) важную встречу. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заранее прилетел в Душанбе, чтобы до начала запланированного на 10 октября саммита СНГ восстановить отношения с российским коллегой, испортившиеся после крушения азербайджанского самолета, летевшего в Грозный. «Следствие заканчивается, и сейчас в целом можно говорить о причинах этой трагедии», – в начале беседы заявил Путин. Он впервые признал, что лайнер был поражен элементами российской ПВО – «скорее всего обломками ракет», «поэтому пилот воспринял это как столкновение со стаей птиц». А причин было две – украинский беспилотник в небе и «технические сбои самой системы ПВО России». «Две ракеты, которые были выпущены, не поразили напрямую самолет — он бы рухнул на месте, а взорвались — может это была самоликвидация», – предположил президент. По словам Путина, эту информацию он узнал «буквально накануне» встречи с Алиевым – «еще ночью звонил в Москву и спрашивал, есть ли какие-то дополнительные детали». Чтобы окончательно поставить точку, следствию потребуется еще некоторое время, но в целом картина уже ясна. «Безусловно, все, что потребуется в таких случаях, будет сделано с российской стороны по компенсациям и будет дана правовая оценка действиям всех должностных лиц», – заверил российский лидер.
Еще в августе Ильхам Алиев сетовал на то, что Москва продолжает замалчивать причины катастрофы, не выплатила компенсации погибшим и не наказала виновных. Но теперь инцидент можно считать исчерпанным. «Хотел бы поблагодарить Вас за то, что вы лично держите ситуацию под контролем (…), контролируете ход следствия. У нас не было сомнений, что оно объективно во всем разберется», – обращаясь к Путину, сказал он. Азербайджанский лидер выразил надежду, что «месседжи», которые главы двух стран, «сегодня отправляют нашим обществам», будут восприняты позитивно. Тем более, что все направления сотрудничества, несмотря на «нюансы, связанные с трагедией», развивались успешно. «Нигде не было никакого замедления или отката. Наоборот, все «дорожные карты», которые мы утвердили, успешно реализуются», – подчеркнул Алиев, выразив готовность детально пройтись по обширной российско-азербайджанской повестке дня.
Первая после десятимесячного перерыва встреча президентов РФ и Азербайджана продлилась около часа.