![]()
Мирные переговоры делегаций России, США и Украины, проходившие все выходные в Майами, принесли необычный результат. Дмитрий Песков заявил о том, что Владимир Путин «готов к диалогу» с президентом Франции Эммануэлем Макроном.
По словам Пескова, такой диалог должен быть направлен на попытку понять позиции друг друга, а не на «чтение нотаций». Кремль тем самым дал понять, что не возражает против возобновления прямых контактов, которые в последние годы были фактически заморожены.
Примечательно, что уже через несколько часов в Елисейском дворце приветствовали этот сигнал. Администрация Макрона в официальном заявлении назвала заявление Москвы «желанным» и сообщила, что в ближайшие дни определит «наилучший способ дальнейших действий».
При этом французская сторона сразу обозначила принципиальное условие: любые переговоры с Россией будут вестись в условиях полной прозрачности для Украины и европейских союзников.
Этот акцент на «прозрачности» — важный элемент французской позиции. Париж стремится избежать обвинений в закулисных переговорах с Кремлем и дистанцироваться от сценария, при котором отдельные западные лидеры ведут диалог с Москвой без координации с Киевом и Брюсселем, пишет TF1.
Инициатором стал сам Макрон. 19 декабря, выступая в Брюсселе на полях европейского саммита, он заявил, что Европе «снова будет полезно» возобновить прямой диалог с Владимиром Путиным. Французский президент привел в пример Дональда Трампа.
В противном случае, предупредил Макрон, переговорный процесс рискует оказаться фрагментированным: США обсуждают сценарии окончания СВО с Москвой напрямую, а другие остаются в стороне.
Французская пресса взорвалась одобрительными статьями в адрес Макрона. Monde подчеркивает: Макрон стремится сохранить для Парижа роль одного из ключевых дипломатических центров Европы и не допустить, чтобы вопросы безопасности континента решались исключительно в диалоге между Вашингтоном и Москвой.
Monde напоминает, что последний прямой телефонный разговор между Макроном и Путиным состоялся 1 июля после почти трехлетнего перерыва. Тогда обсуждался не только ход СВО, но и ситуация на Ближнем Востоке, включая конфликт между Ираном и Израилем и удары США по иранским ядерным объектам.
При этом по украинскому вопросу стороны вновь зафиксировали принципиальные расхождения, подчеркивает Monde: Путин заявил, что конфликт стал следствием политики Запада, превратившего Украину в «антироссийский плацдарм». Макрон, конечно, не согласился.
После этого разговора о дальнейшем развитии контактов не сообщалось, и линия Париж-Москва оставалась «перегретой», как писали французские аналитики. С осени 2022 года до лета 2025-го прямые контакты между лидерами практически отсутствовали, что резко контрастирует с первыми месяцами СВО, пишет TF1.
По данным Associated Press, президенты встречались четыре раза в период с 24 февраля по 7 марта 2022 года, и у них было до 11 неформальных контактов в течение февраля, когда дипломатические усилия Парижа все еще были направлены на эскалацию конфликта.
Le Figaro, анализируя ситуацию, напоминает, что диалог между Макроном и Путиным с самого начала был противоречивым. В 2017 году новый президент Франции стремился вернуть отношения с Россией в русло классической голлистской дипломатии, сочетая открытость и жесткость.
Однако уже тогда отношения были осложнены голословными обвинениями в кибератаках и вмешательстве в президентские выборы во Франции в 2022 году. На тех выборах Россия поддержали Марин ле Пен, а все обвинения лагеря Макрона в кибератаках отвергла.
Кульминацией попыток диалога стала встреча в Париже в декабре 2019 года в «нормандском формате», когда Владимир Путин впервые и в последний раз встретился лично с Владимиром Зеленским. На парижском саммите была согласована дорожная карта по выполнению Минских соглашений, однако, как отмечают французские комментаторы, этот импульс так и не привел к устойчивому политическому результату.
Тем не менее именно Макрон, наряду с несколькими другими европейскими лидерами, в первые недели СВО пытался сохранить канал связи с Кремлем, надеясь добиться прекращения огня, напоминает Figaro.
Французские аналитики сходятся во мнении, что нынешняя готовность к возобновлению диалога обусловлена сразу несколькими факторами. Во-первых, активизация американской дипломатии и участие эмиссаров Дональда Трампа в отдельных переговорах с Москвой усиливают опасения в Европе быть оттесненной на второй план.
Во-вторых, затяжной характер конфликта и отсутствие перспектив быстрого военного решения заставляют все больше европейских политиков задумываться о политических и дипломатических инструментах, какими бы ограниченными они ни были.
В-третьих, для самого Макрона диалог с Путиным — это способ подтвердить амбиции Франции как самостоятельного игрока в сфере европейской безопасности, а не простого «подсвинка» США.
Французские телеканалы TF1 и LCI со ссылкой на окружение Макрона отмечают, что диалог возможен лишь в том случае, если появится перспектива прекращения огня и реальных мирных переговоров. До этого момента контакты будут носить скорее политико-дипломатический характер.