Фото: Shatokhina Natalia/news.ru/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Маневры проходили на многих морских и сухопутных полигонах России и Белоруссии. В том числе и здесь – основной этап состоялся 16 сентября. За действиям войск наблюдал президент Владимир Путин. В учении принимали участие Вооруженные силы России и ряда дружественных стран. Свидетелем заключительного этапа учений был и корреспондент «МК».
Защита и нападение
К стрельбе на полигоне местные жители давно привыкли. Но чтобы одновременно доносились выстрелы артиллерии, танков, стрелкового оружия, удары дронов и авиации… Такое даже для жителей военного городка Мулино – редкое событие.
Помимо российских военных, в маневрах приняли участие оперативные группы и воинские контингенты от вооруженных сил Бангладеш, Белоруссии, Индии, Ирана, офицеры штабов Буркина-Фасо, Конго и Мали.
По замыслу – условный враг проник на нашу территорию и закрепился в нескольких населенных пунктах. Войскам дружественной коалиции предстояло отбить атаку, вовремя нанести сокрушительный удар по недоброжелателю и повергнуть его в бегство.
Цель учения – отточить навыки военных специалистов, начиная от слаживания расчетов до штабного взаимодействия между странами. Для совместной атаки с воздуха и земли каждый маневр должен быть точно выверен. Поэтому до финального этапа военные активно отрабатывали свои действия внутри подразделений, затем – в составе всей группировки.
Сценарий учения основан на опыте СВО. Речь о современных средствах огневого поражения и поддержки, тактических приемах и, конечно, самих бойцах, среди которых немало закаленных в боях участников СВО. После завершения активной фазы удалось пообщаться с непосредственными участниками маневров.
Фото пресс службы Минобороны
«Заход» на стальных конях
Взять, например, штурм населенного пункта. Для этого использовали обкатанную в условиях СВО тактику. Пользуясь прикрытием беспилотников и артиллерии, группы мотострелков на большой скорости сближались с позициями противника. Для этого они использовали мотоциклы и квадроциклы. Подлетая на кочках, военные «байкеры» достигали точек назначения. На оптимальном расстоянии от врага спешивались и двойками-тройками отправлялись зачищать окопы и укрепления.
– Залетаем в окоп: один смотрит вперед, другой – прикрывает «воздух» – нет ли вражеских дронов. Периодически меняемся – второй номер, наоборот, следит за передом, первый – за «воздухом», – пояснил штурмовик с позывным «Хитрый». Его группа действовала на одном из направлений учебного боя.
По его словам, мототехника очень удобна для сближения с противником. Выигрывает даже у багги. Шустрая, маневренная, проходимая. Квадроциклы, пусть немного крупнее, но тоже эффективны, поскольку чуть более устойчивы. В реальных боевых условиях, рассказывает «Хитрый», на мотоцикл можно даже повесить приличный груз. Снаряды, боеприпасы, провиант – лишним не будет.
– Долго ли штурмовать окоп?
– Смотря какой. В моем случае совсем недолго, с минуту. Потом – держать позицию до подъезда группы закрепления, – отвечает мотострелок.
– Похоже на реальный бой?
– Безусловно, в реальных условиях все грубее, быстрее, жестче. Но недаром ведь мы учимся: оттачиваем основные навыки и тактические приемы, чтобы довести их до автоматизма и не оплошать в настоящем штурме, – говорит «Хитрый».
Пока штурмовики держат оборону, артиллерия «готовит» новый участок к штурму, а к занимаемой позиции уже движутся боевые машины с группой закрепления.
– Наши «штурма» выбили основные силы. Поэтому главная опасность для нас – это дроны противника. Но мы обучились работать по ним из стрелкового оружия. На близких дистанциях сбиваем из дробовиков. Поражаем уверенно, нас в свое время учили лучшие инструкторы, – уверяет боец из группы «закрепа» с позывным «Хромой».
Совместными усилиями удалось войскам занять позицию. Но чтобы выбить условного противника полностью, предстояло выгнать его и из соседних «поселений». Благо, прикрытие было что надо.
Фото пресс службы Минобороны
Прикрытие с воздуха и земли
Не одними штурмовиками брали укрепрайоны «врага». Как это заведено и в зоне СВО, перед пехотой идет предварительная «подготовка» штурмуемого участка. Артиллерия, дроны и другое дальнобойное вооружение бьют по целям противника – лишают крупных огневых точек, орудий, пунктов управления и различных укреплений. К «защите» Мулино подключилась даже фронтовая авиация.
Самолеты Су-34 нанесли групповой удар по командному пункту бригады противника на дальности до 60 километров от цели. Метод тоже из опыта СВО: после сбросов авиационных бомб, экипажи самолетов выполняют противоракетный маневр для выхода из-под удара зенитных управляемых ракет. Для этого истребитель с максимально допустимой перегрузкой снижается на минимальную высоту и меняет курс полета.
«За ленточкой» для работы по позициям противника часто используют артиллерию. Дальнобойный «бог войны» всегда к месту – гаубицы, орудия, реактивные системы и другие его представители. В этот раз «Хитрому» помогали экипажи самоходных орудий «Мальва» и «Мста-С». Они разобрали пункт управления и точки артиллерии условного неприятеля.
Командир дивизиона «Мальвы» рассказал, что в зоне СВО всегда чувствует ответственность за пехоту, для которой артиллеристы расчищают путь, поэтому выполняют задачи на «200 процентов». Стреляют они с закрытых позиций, на внушительном расстоянии от линии соприкосновения. Но даже так им нельзя забывать о собственной защите.
– По опыту знаю, что враг может всегда быть неподалеку. Особенно его «птички». На этот случай мы оснащены противодронным комплектом дополнительной защиты. На орудиях установлены подавители дронов – средства радиоэлектронной борьбы. Также у расчёта обязательно при себе дрон-детектор, – рассказывает о методах защиты от беспилотников командир.
Также батарея артиллерии не выходит на огневые рубежи без сопровождения. С ними всегда несколько бронетранспортеров с группой прикрытия. Бойцы следят за небом, защищают «арту» от диверсантов.
Фото пресс службы Минобороны
Задача – жечь
Беспилотники – вещь незаменимая. На масштабной тренировке представляли их в полном разнообразии. Крылатые «Орланы» проводили разведку и корректировали артиллеристов, коптеры наносили удары, ставили минные поля. Показали даже рой дронов в действии, когда десятки аппаратов, жужжа, отправились к позициям неприятеля.
Один из дроноводов Александр после происходившего поделился результатами своего взвода. Бойцы трудятся в интересах войск РХБЗ – радиационной, химической и биологической защиты. Поэтому задача стояла особая – жечь позиции «врага». Их коптеры оснащались специальными зажигательными боеприпасами.
– Это называется термитный снаряд. В зоне СВО такие применяются нами для поражения укреплений – блиндажей. Они, как правило, с деревянными элементами, поэтому хорошо поджигаются, следовательно – работает снаряд эффективно. Но наш боеприпас и бетон может поджечь, – объясняет военный.
– Отрабатывали ли противодействие средствам радиоэлектронной борьбы?
– Да, причем для нас в первый раз это было совершенно внезапно. Наши операторы поднялись в воздух, как вдруг им подменили картинку – это такой тип помех. Так вот это наши «рэбовцы» (специалисты подразделения радиоэлектронной борьбы) постарались. Но ребята мои молодцы, долетели, все равно задачу выполнили. Уже знают, что делать в таких случаях, – усмехнувшись, вспоминает Александр.
А еще его подразделение выставило дымовые завесы, чтобы скрыть технику и личный состав от противника. По словам Александра, современные «дымы» могут маскировать еще и от тепловизора, установленного на дроне.
Многофункциональные роботы
«За лентой» зарекомендовали себя роботизированные наземные комплексы. Есть, например, наземные «камикадзе», которые подрывают укрытия и технику. Их использовали и в учении – для поражения укреплений врага. В то же время полигон расчищали от мин беспилотные средства разминирования, вроде роботов-саперов «Крот», «Кабан», «РТК-300». Они тоже стали добрыми помощниками наших военных инженеров. Проделывают проходы среди мин тралом или, выпуская и подрывая длинные пороховые тросы.
Большинство из наземных роботов – это многофункциональные платформы. То есть, при той или иной полезной нагрузке могут выполнять совершенно разные задачи. Как платформы сами по себе они осуществляют доставку материальных средств по земле, могут перевозить раненых, стать передвижной системой установки помех или гранатометом на колесах или гусеницах. Кстати, «самоходные» пулеметы и гранатометы задействовали в учении тоже – в исполнении на базах роботов «Импульс» и «Курьер».
Фото пресс службы Минобороны
«На высшем уровне»
Главный этап «Запада-2025» был информативным, ярким и насыщенным. Это отметили и гости из других государств. Например, по словам представителя Ирана бригадного генерала Аделя Хейдари совместное учение – это отличная возможность, чтобы обменяться опытом в военной сфере.
– С точки зрения делегации Исламской Республики Иран, учение оценивается на высшем уровне, – уверенно заключил бригадный генерал.
Слова Иранского коллеги подтвердил и глава делегации из Буркина-Фасо Дабире Эрик.
– Это прекрасный, ценный опыт. Мы узнали новые методы работы и взаимодействия, которые, вероятно, улучшат подходы в нашей военной деятельности, – добавил он.
На учебном поле брани войска дружественных стран оказали значительное содействие российским подразделениям. Часть войск непосредственно сражалась бок о бок с нашими бойцами, часть – помогала в штабах на уровне командования.
***
…В небе пролетает самолет. Удар его приходится точно по «вражескому» зданию. Это был первый нарушивший тишину взрыв, с которого началось действо. По полигону начались «прилеты» – заработала артиллерия. В воздухе завальсировали корректировщики «Орланы». Зашумели двигатели байкеров-штурмовиков – идет сближение с противником. Их прикрывают танкисты, которые не дают условному врагу высунуться плотным огнем. За ними – бронемашины, роботы-саперы, багги. Залп выпускает тяжелая огнеметная система. Клубы огня на горизонте. Вертолеты наносят удары с кабрирования, эвакогруппы увозят из-под огня «раненых», опять грохочут удары артиллерии, дроны отправились роем, загорается «вражеский» опорник, сбит незваный коптер, «штурма» берут рубеж…
Бой продолжался почти час. Но наконец все стихло. Условного противника одолели. Нечего было к нам соваться.