Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

ТОС, летающий огнемет и мотозадымление: бойцы РХБЗ рассказали об инновациях в зоне СВО

ТОС, летающий огнемет и мотозадымление: бойцы РХБЗ рассказали об инновациях в зоне СВО

Фото: Руслан Сергеев

тестовый баннер под заглавное изображение

Под покровом ночи, там, откуда противник не ждёт удара… Тяжёлая огнемётная система ТОС-2 работает по боевикам, когда у них идет замена ночных «птиц» на дневные.

В небо уходит одна ракета, вторая… На короткое мгновение становится светло, словно днём. Это разрывы боеприпасов выжигают укрепления ВСУ на большой площади. Уже после работы командир боевой машины рассказывает обо всём буднично. Для него это привычная работа.

— Поступила задача выдвинуться в указанный район. Отработать по опорному пункту, где была живая сила в количестве до 15 человек, мешающая продвижению нашей пехоты, — рассказывает командир ТОС-2 с позывным «Федор». — Всё как обычно. Зарядились, выехали на огневую позицию, отработали, вернулись. Всё без происшествий.

Тяжёлые огнемётные системы – классика войск РХБЗ. Работать огнеметчикам приходится буквально на переднем крае. Всегда есть риск, что срисует вражеская «птица», и прилетит в ответ. Но есть и дистанционные способы. Как и в других родах войск наших Вооруженных сил, прогресс здесь не стоит на месте.

ТОС, летающий огнемет и мотозадымление: бойцы РХБЗ рассказали об инновациях в зоне СВО

Фото: Руслан Сергеев

Движение в сторону высокоточного и беспилотного применения средств РХБЗ происходит в условиях реальных боевых действий. Вот в небо взлетает дрон, чей боеприпас обычным не назовешь.

— Крышу способен поднять блиндажа. Крышу какой-то постройки посерьезней, типа дома, он спокойно тоже поднимет. Площадь поражения в закрытом помещении, точнее объем поражения – в районе 30 квадратных метров, — вертит в руках новый заряд боец с позывным «Капа», старший оператор FPV-дрона.

Способ применения тот же, эффект – совершенно другой. Дрон доставляет боеприпас огнеметных систем в точку. Это не в бровь, а в глаз, когда поразить нужно не скопление противника в какой-нибудь лесополосе, а конкретный «опорник», где укрылись вэсэушники. В отличие от классического осколочного, заряд с огнесмесью не оставляет шансов для боевиков.

Такое инновационное применение средств поражения войск радиационной химической и биологической защиты разработали в 20-й отдельной бригаде РХБЗ. Ещё одно – специально разработанный дрон для дистанционной стрельбы из классического огнемёта «Шмель». Мощность двигателей и их количество позволяют оператору беспилотника практически без отдачи бить по противнику. Но на этом инженерная мысль здесь не закончилась.

ТОС, летающий огнемет и мотозадымление: бойцы РХБЗ рассказали об инновациях в зоне СВО

Фото: Руслан Сергеев

— Придумываем новые системы по типу НРТК – наземных робототехнических комплексов, способы их боевого применения. Устанавливаем на них наше штатное вооружение. Продумываем тактику войск. Стараемся применить всё это в боевой обстановке.

Мой собеседник, командир роты беспилотных систем «Марс», показывает мне новейшую секретную разработку – новое средство задымления местности. В лаборатории 20-й бригады РХБЗ для его доставки подготовили различные носители: ударные «эфпивишки» и скоростные мотоциклы. Идея принадлежит командующему войск радиационной, химической и биологической защиты группировки «Север».

Вместе с «Марсом» отправляемся к ближайшему полю посмотреть, как «ноу-хау» работает в деле. С виду обычный FPV-дрон внешне ничем не отличается от собратьев, за исключением боеприпаса – специального дымового снаряда.

— Готов снимать? — спрашивает ротный.

— Конечно!

— Ну, тогда поехали!

Утреннюю тишину пронзает жуткий визг дрона-камикадзе, но вместо взрыва, в воздухе появляется дымовая завеса. Она защищает движущиеся порядки наших штурмовиков от лишних глаз. Боевое применение такая система получила во время активных действий по созданию буферной зоны в Сумской области.

— Поповско-Демидовская операция, освобождение населенных пунктов — это Красная Яруга, Краснояружское направление, и там наши подразделения применяли дымовые боеприпасы для прикрытия штурмовых групп, – вспоминает «Марс».

— Это же ваша собственная разработка?

— Да, это наша разработка, применение тоже наше.

Командир роты беспилотных систем 20-й бригады с позывным по имени «Бог войны» – кадровый офицер. Специалист войск РХБЗ закончил военный вуз, но свой научный талант смог реализовать именно в ходе боевых действий.

ТОС, летающий огнемет и мотозадымление: бойцы РХБЗ рассказали об инновациях в зоне СВО

Фото: Руслан Сергеев

— Получается, по факту ты военный изобретатель, — констатирую.

— Ну, есть же, наверное, специальная должность – военный изобретатель?

— Такой должности нет, так что ты первый, — от души веселюсь я.

— Договорились!

Смех смехом, но все системы, придуманные военными химиками, без сомнения можно назвать новым словом в боевой работе войск РХБЗ. И это не только беспилотники с необычными боеприпасами. Какое у нас сейчас самое быстрое средство доставки штурмовика к позициям противника? А так же самое скоростное средство подвоза боекомплекта и провизии к передовой? Правильно – мотоцикл. А на вооружении войск РХБЗ из обычного «мотика» он превращается в невероятно эффективное средство задымления местности. Работает так, что аж искры летят. В прямом смысле этого слова.

— Ничего себе! «Курск», это что за дымоход у вас такой? — спрашиваю у оператора дона, идущего первым мотоциклистом в группе.

— Это специальный дымоходный мотоцикл. Сейчас отрабатываем задымление местности с прикрытием этого основного мотоцикла парой других. Чтобы в любой момент были готовы к выезду на передовую.

— А вот эти, издалека похожие на противотанковые мины ТМ к «мотику» приделанные, это шашки что ли?

— Да, они самые. Оттого искры и летят, — смеется военный химик.

Соединить мотоцикл и дымовую шашку тоже придумали здесь. Для прикрытия объектов и оперативной маскировки наших военных на марше. Несколько минут – и тройка мотоциклистов создает непроглядный занавес из дыма так, что непонятно, как сами в нём ориентируются.

— Если будет проходить информация, что в нашу сторону движется противник, мы в течение 15−20 минут можем выехать и задымить там данный участок местности, — поясняет «Курск».

— А каково это, когда едешь, и как сейчас задымлено всё? Как разглядеть перед собой, сориентироваться?

— Смещаешься на дороге, находишь путь. Дым-то не стоит на месте, его сносит либо вправо, либо влево. Тут многое зависит от погодных условий, от направления и силы ветра.

Проводить свой профессиональный праздник – День войск РХБЗ (он отмечается 13 ноября) – на передовой, командно-наблюдательных пунктах и полигонах соединения воинам 20-й бригады РХБЗ не привыкать. Командиру расчёта FPV-дронов с позывным «Лёва» через пару десятков минут нужно прибыть на командный пункт. День войск радиационной, химической и биологической защиты он проводит на боевом посту. Один взгляд в монитор, другой в планшет. Доклад по рации.

— «Ворон», «Ворон», я «Лёва». Цель отработали. Готовим следующий борт. Пять малых до готовности.

— «Лёва», какие задачи в приграничье выполняет твой расчет?

— Помогаем пехоте продвигаться вперед, выполняем задачи по нанесению огневого поражения ВСУ. Способ доставки остается неизменным, но, уже будучи на позиции, изобретаем и подготавливаем сами спецбоеприпасы, разные способы их инициации: электроцепь или же с помощью механического воздействия. Такие боеприпасы способны уничтожить любую легкобронированную технику противника, «выкурить» его из любой норы.

Здесь же, на КП, во время перерыва, вместе с сослуживцами «Лёва» получает госнаграду – заслуженную медаль Суворова.

– Спасибо за службу!

– Служу России!

Медали «Суворова», «Жукова» и «За храбрость» четверке героев вручает командир батальона. Тут же зачитывают текст поздравления от начальника войск РХБ защиты группировки. А дальше, несмотря на праздник, снова к боевой работе. Боевые новаторы из 20-й бригады РХБЗ тесно сотрудничают со специалистами из научно-исследовательских институтов Минобороны. И их разработки вполне возможно скоро станут штатными в войсках радиационной, химической и биологической защиты.

Источник