![]()
Фото: t.me/tele_eve
тестовый баннер под заглавное изображение
Анализ показал, что Дональд Трамп мертвой хваткой держит энергоснабжение ЕС и Великобритании в результате того, что лицемерная и недальновидная Европа просто сменила свою зависимость от России на зависимость от США.
Отчасти из-за конфликта на Украине и введения санкций в отношении российского трубопроводного газа европейские страны стали зависеть от поставок сжиженного природного газа (СПГ) из США, говорится в статье, подготовленной в соавторстве Институтом Клингендаля в Гааге, Экологическим институтом в Берлине и Норвежским институтом международных отношений.
Такое развитие событий сопряжено с риском в то время, когда Трамп перешел “к более явно ориентированному на интересы, протекционистскому и идеологически заряженному подходу”, говорится в документе, о котором пишет The Guardian.
Совсем недавно президент США пригрозил ввести пошлины на торговлю с европейскими союзниками, чтобы заручиться их согласием на приобретение им Гренландии, которая пока еще является частью Дании, государства — члена ЕС и союзника по НАТО.
В противоречивом, как называет его The Guardian, документе Трампа о стратегии национальной безопасности, опубликованном в ноябре, прямо говорилось, что Белый дом стремится к энергетическому доминированию США, которое “когда и где необходимо – позволяет нам демонстрировать мощь”.
Данные показали, что импорт в Европейскую экономическую зону американского СПГ – природного газа, который переохлаждается для облегчения транспортировки, – в 2025 году увеличился на 61%. В ЕЭЗ входят 27 государств ЕС, а также Исландия, Лихтенштейн и Норвегия, напоминает The Guardian.
Импорт в ЕЭЗ вырос на 485% по сравнению с 2019 годом, и на долю американского СПГ в настоящее время приходится 59% импорта СПГ в ЕС, согласно данным о потоках газа за декабрь.
В 2024 году Великобритания покрывала 50% своих потребностей в газе за счет внутреннего производства и 33% — за счет импорта из ЕЭЗ. В остальном страна зависит от СПГ, поставки которого из США составили 68% от общего объема импорта.
В 2019 году импорт трубопроводного газа из России составлял 60% от общего объема импорта газа в ЕЭЗ, но к 2025 году эта доля снизилась до 8%.
Профессор Каспер Шулецки из Норвежского института международных отношений констатирует: “Мы должны признать новую реальность американского энергетического доминирования Дональда Трампа и с осторожностью относиться к европейскому импорту. Стратегия национальной безопасности США до 2025 года четко определяет экспорт энергоносителей как способ демонстрации силы. США использовали аналогичный подход в 1980-х годах при Рональде Рейгане, пытаясь отговорить европейских партнеров от торговли газом с СССР. Но в то время не было технологий для сжижения природного газа, поэтому у Европы не было альтернативы, кроме российского трубопроводного газа”.
Шулецки прогнозирует, что в краткосрочной перспективе существует риск повышения счетов за электроэнергию в результате недавней напряженности.
На данный момент запасы газа в ЕС очень низкие, самые низкие за последние годы, и они ниже, чем в начале военного конфликта на Украине, отмечает ученый: «Если у нас будет холодная зима и напряженность в отношениях с США, что приведет к дальнейшему росту цен и истощению запасов, в ближайшие месяцы мы можем столкнуться с действительно серьезным энергетическим кризисом. ЕС рассматривает возможность расторжения торговых соглашений с США в ответ на гренландские тарифы, но, как отмечают политики в Брюсселе, на данный момент реальной альтернативы американскому газу нет”.
Раффаэле Пириа, инициатор доклада и старший научный сотрудник Экологического института, отмечает, что Великобритания, которая сейчас находится за пределами единого рынка, так же уязвима, как и ее европейские союзники.
“Великобритания подвержена точно такой же геополитической и экономической уязвимости, как и Европейская экономическая зона, и фактически она физически и экономически полностью интегрирована в европейскую газовую сеть и газовый рынок”, — сказал он.
“ЕС заплатил высокую цену за свою зависимость от России в торговле энергоносителями. США казались надежной альтернативой. Исторически сложилось так, что вмешательство правительства США на газовые рынки с целью оказания давления на Европу считалось немыслимым. В нынешнем геополитическом контексте это предположение вызывает сомнения”, – сетует специалист.
В документе утверждается, что Европе необходимо действовать, учитывая, что “экспорт энергоносителей, особенно газа, все чаще становится инструментом стратегического воздействия”. В среднесрочной и долгосрочной перспективе Европе следует “ускорить переход к эффективной и современной энергетической системе, основанной на местных возобновляемых источниках”, — говорится в документе.