Фото: AP
тестовый баннер под заглавное изображение
– Юрий Николаевич, что за нововведения устроил Дональд Трамп?
– Целый ряд меморандумов президента США Дональда Трампа декларируют новую стратегию борьбы с внутренним терроризмом и организованным политическим насилием. Так, в меморандуме «О национальной безопасности» говорится: «Национальный совет по безопасности и разведке поручает Объединенной оперативной группе по борьбе с терроризмом (JTTF) Федерального бюро расследований координировать реализацию этой национальной стратегии по расследованию, судебному преследованию и пресечению деятельности организаций и отдельных лиц, занимающихся политическим насилием и запугиванием с целью подавления законной деятельности или нарушения принципа верховенства права».
«Этот подход, – цитирую дальше, – позволит сосредоточить внимание на всех аспектах организованной стратегии, которая приводит к политическому насилию и запугиванию, включая радикализацию, вербовку, механизмы финансирования, участие неправительственных организаций, связанные с этим финансовые преступления, а также сами акты политического насилия и запугивания. При этом будут задействованы органы власти на всех уровнях федерального правительства и расширен круг следственных мероприятий».
Далее сказано следующее: «Национальный совет по безопасности и правопорядку требует, чтобы Генеральный прокурор возбуждал уголовные дела по всем федеральным преступлениям, связанным с организованным политическим насилием. Генеральному прокурору также поручено разработать руководство, в котором будет указано, что приоритетными направлениями борьбы с внутренним терроризмом являются политически мотивированные террористические акты, такие как организованные кампании по доксингу, нападения на полицейских, массовые беспорядки и имущественные преступления. В руководстве также будут указаны модели поведения, фактические данные и повторяющиеся мотивы, характерные для организаций и структур, координирующих эти действия, чтобы предотвратить политическое насилие до того, как оно произойдет».
Генеральный прокурор теперь обязан рекомендовать группы или организации, отвечающие определенным критериям, для возможного признания их «внутренними террористическими организациями». И вместе с министром внутренней безопасности – объявить внутренний терроризм «приоритетным направлением национальной политики», чтобы выделить средства и ресурсы для защиты от этой угрозы.
– То есть американские правоохранители должны действовать превентивно, так сказать, профилактически?
– И не только правоохранители. Трамп зрит в корень – все зло в деньгах. Вернее, когда деньги попадают в плохие руки. Поэтому министру финансов предписывается «выявлять и пресекать деятельность финансовых сетей, финансирующих внутренний терроризм и политическое насилие».
А комиссару Налогового управления США поручается «следить за тем, чтобы организации, освобожденные от уплаты налогов, прямо или косвенно не финансировали политическое насилие или внутренний терроризм, и передавать информацию о нарушителях в Министерство юстиции».
– В меморандумах дается объяснение столь резкому развороту деятельности правоохранительной системы?
– Дается. В меморандуме «Пресечение организованного политического насилия» сказано: «Всплеск политического насилия в Соединенных Штатах — это не случайность, а скорее часть продуманных, организованных кампаний по целенаправленному запугиванию и насилию, для полного пресечения и предотвращения которых требуется новая стратегия правоохранительных органов.
10 сентября всеми любимый консервативный лидер Чарли Кирк был убит во время выступления перед студентами Университета Юта-Вэлли в результате ужасного акта политического насилия. Это убийство — лишь последняя тревожная эскалация в рамках очевидной тенденции к политическому насилию и внутреннему терроризму.
Покушение на судью Верховного суда Бретта Кавано, два покушения на президента Трампа в 2024 году и убийство высокопоставленного руководителя в сфере здравоохранения в 2024 году — вот лишь несколько примеров этой безудержной и нарастающей угрозы общественному порядку и функционированию демократического общества.
В результате беспорядков, направленных против полиции и «уголовного правосудия», многие люди погибли и получили ранения, а материальный ущерб по всей стране составил более 2 миллиардов долларов. С 21 января 2025 года количество нападений на сотрудников ICE (миграционная служба) увеличилось более чем на 1000%».
И дальше идет перечисление многочисленных случаев беспорядков и нападений.
– Похоже, убийство Кирка стало для Трампа таким же триггером, как и убийство Кирова для Сталина?
– Похоже. Если следовать вашей аналогии, Трамп избавляется от влияния Байдена и прочих либералов-глобалистов, как Сталин – от наследия Троцкого и некоторых «старых революционеров». Конечно, сходство очень условное, но меморандум «Отстаивание американских ценностей» утверждает, что «политическое насилие причинило боль слишком многим невинным людям и унесло слишком много жизней, подорвав наши американские ценности: свободу слова, гражданство, верховенство закона, патриотизм, семейные узы и любовь к Богу».
– В чей адрес звучат упреки и обвинения?
– Трамп весьма резок в своих высказываниях: «В течение многих лет радикальные левые сравнивали таких замечательных американцев, как Чарли Кирк, с нацистами и самыми жестокими массовыми убийцами и преступниками в мире. Подобная риторика напрямую связана с терроризмом, который мы наблюдаем в нашей стране сегодня, и с этим нужно покончить прямо сейчас. Моя администрация найдет каждого, кто причастен к этому злодеянию и другим актам политического насилия, включая организации, которые их финансируют и поддерживают, а также тех, кто преследует наших судей, сотрудников правоохранительных органов и всех, кто наводит порядок в нашей стране».
– Он считает эти проявления заговором?
– Более того, он постоянно подчеркивает это. Трамп в своем меморандуме утверждает: «Это политическое насилие — не серия отдельных инцидентов и не стихийное явление. Напротив, это кульминация тщательно спланированных, организованных кампаний по целенаправленному запугиванию, радикализации, угрозам и насилию.
Для этого используются различные площадки, в том числе анонимные чаты, личные встречи, социальные сети и даже образовательные учреждения. Затем эти кампании перерастают в организованный доксинг, когда личная или идентифицирующая информация о целях (например, домашние адреса, номера телефонов или другие личные данные) становится общедоступной с явным намерением побудить других к преследованию, запугиванию или физическому насилию.
Существуют общие повторяющиеся мотивы и признаки, объединяющие эту модель насильственных и террористических действий под эгидой самопровозглашенного «антифашизма». Эти движения изображают основополагающие американские принципы (например, поддержку правоохранительных органов и пограничного контроля) как «фашистские», чтобы оправдать и поощрить насильственную революцию.
Эта «антифашистская» ложь стала объединяющим лозунгом, который используют внутренние террористы для насильственного нападения на демократические институты, конституционные права и фундаментальные американские свободы.
Среди общих черт, присущих этому агрессивному поведению, можно выделить антиамериканизм, антикапитализм и антихристианство; поддержку свержения правительства Соединенных Штатов; экстремизм в вопросах миграции, расы и гендера; а также враждебность по отношению к тем, кто придерживается традиционных американских взглядов на семью, религию и мораль».
При этом Трамп объявил «Антифу» внутренней террористической организацией, поручив федеральному правительству расследовать, пресекать и ликвидировать все незаконные операции, проводимые «Антифой» или любыми лицами, утверждающими, что они действуют от имени «Антифы». Трамп подчеркнул, что «предполагаемый убийца Чарли Кирка сделал на пулях, которые были выпущены в жертву, гравировку с так называемой «антифашистской» риторикой».
По сути, меморандумы Трампа – пошаговая инструкция и руководство к действию для всех властных организаций.
Кстати, власти Венгрии тоже намерены признать движение «Антифа» террористическим, чтобы предотвратить финансируемые из-за рубежа беспорядки в преддверии парламентских выборов 2026 года. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, заявил, что венгерское правительство на заседании объявило движение «Антифа» террористической организацией, планирует составить национальный список таких объединений и принять против них строгие меры. Это решение должен утвердить парламент Венгрии.
– На какие конкретно персоналии и финансовые структуры могут обрушиться репрессии Трампа?
– В меморандумах такой конкретики нет. Но в интервью Fox News Трамп допустил, что его администрация может начать расследование в отношении Джорджа Сороса (напомним, что ряд созданных этим финансистом организаций в России признаны нежелательными – «МК») и его семьи. По его словам, деятельность финансиста подпадает под закон RICO — документ, принятый в октябре 1970 года и направленный на борьбу с организованной преступностью. Он также известен как «закон против мафии» и позволяет преследовать лидеров преступных организаций как за отдельные правонарушения, так и за причастность к групповым.
Президент США сказал, что Сорос и его сын Алекс могут быть замешаны в финансировании «насильственных протестов» по всей территории Штатов и попытках дестабилизировать политическую ситуацию в стране: «Сорос стоит за финансированием, обучением и радикализацией молодежи, подогревая террор и экстремизм».
Ну, и в своей обычной манере он назвал Сороса психопатом и обвинил его окружение в нанесении «огромного ущерба Америке». Трамп прекрасно знает, что фонды Сороса-старшего и его сына Алекса, которому тот передал управление, спонсируют множество левых и либеральных НКО, таких как «Антифа» и BLM (движение Black Lives Matter). А те занимаются террором против сторонников Трампа и организуют протестные акции.
– Зачем Трамп возвращает смертную казнь?
– В США, собственно, только лишь откладывали – в некоторых штатах – на неопределенный срок приведение в исполнение смертных приговоров. Тут надо учесть запутанную схему построения структуры США. Каждый штат – отдельное государство, связанное с другими такими же штатами-государствами союзным (федеральным) договором, но имеющее собственное законодательство и практику его применения. К чему это в итоге привело – вспомним печальную историю развала СССР. Но это я так, для понимания ситуации.
Так вот, смертная казнь в США является легальной мерой наказания в 27 штатах. Однако в 8 штатах на нее наложены разного рода моратории. В федеральном законодательстве на смертную казнь действует мораторий с 2021 года.
Опять же, в большинстве штатов смертная казнь сохраняется в законодательстве, но во многих из них смертные приговоры, как я уже говорил, не приводятся в исполнение. А в нескольких штатах смертной казни никогда и не было: Мичиган отменил ее вскоре после вступления в Союз, а Аляска и Гавайи – перед получением прав штата. На фоне всего этого федеральное правительство США не применяло смертную казнь в стране с 2003 по 2020 годы.
И сегодня 23 американских штата не применяют смертную казнь.
– Видимо, Трамп решил порушить эту тенденцию. С чего (или – кого?) он начал?
– Разумеется, со столицы – Вашингтона. Два меморандума Трампа прямо адресованы Генеральному прокурору округа Колумбия, который должен лично проследить, чтобы осужденные должны быть казнены. Один меморандум – «Применение законов о смертной казни в округе Колумбия для предотвращения и наказания за самые тяжкие преступления», другой – «…за гнусные преступления».
– В чем разница?
– В принципе, никакой, все особо тяжкие преступления одновременно являются гнусными. Впрочем, в меморандуме Трамп приводит юридические обоснования для такого концептуального решения: «Смертная казнь является неотъемлемой частью системы правосудия, которая сдерживает и наказывает за самые предосудительные преступления, часто связанные с жестоким насилием в отношении невинных американцев. Восстановление федеральной смертной казни было приоритетной задачей для моей администрации с первого дня её работы в соответствии с указом № 14164 от 20 января 2025 года (Восстановление смертной казни и защита общественной безопасности). Этот приоритет требует особого внимания, учитывая угрозы общественной безопасности в столице нашей страны, о которых говорится в президентском указе №14333 от 11 августа 2025 года (объявление чрезвычайного положения в связи с преступностью в округе Колумбия).
Моя администрация предприняла ряд успешных действий для устранения объявленного чрезвычайного положения и обеспечения общественной безопасности, в результате чего уровень преступности в округе Колумбия за последние недели резко снизился. Надлежащее исполнение законов о смертной казни будет частью этой постоянной работы».
– И все же что Трамп подразумевает под «гнусными» преступлениями? Ведь смертная казнь одинаково грозит и за особо тяжкие, и за эти пресловутые «гнусные»? Дважды казнить нельзя…
– Наверное, надо делать поправку на излишне эмоциональную натуру американского президента – впечатлительный парень со взрывным характером.
Могу предположить, что его очень огорчила практика приведения в исполнение федеральных смертных приговоров. Вернее, попытки некоторых политиков, юристов и неправительственных организаций воспрепятствовать этому.
Поэтому в первый же день своего президентства Трамп, желая подчеркнуть недопустимость подобной мягкотелости, подписал указ №14164 о восстановлении надлежащего исполнения федеральных смертных приговоров. Нынешний меморандум «основан на этом указе и предписывает применять смертную казнь в столице как важнейший инструмент для обеспечения общественной безопасности и наказания самых отъявленных преступников».
– Почему меморандум касается именно столицы – Вашингтона? Там криминогенная ситуация хуже всего?
– И поэтому – тоже. Но, самое главное, откуда еще начинать чистить страну, как не со столицы? Все логично – рыба гниет с головы. Об этом недвусмысленно говорится в меморандуме: «Смягчение мер наказания в округе Колумбия в последние годы привело к росту преступности, что поставило под угрозу безопасность жителей, гостей города и федеральных служб.
Вашингтон, округ Колумбия, входит в число самых опасных городов страны: в 2024 году уровень убийств составил 27,3 на 100 000 жителей. Это был четвертый по величине показатель убийств в стране — почти в шесть раз выше, чем в Нью-Йорке, а также выше, чем в Атланте, Чикаго и Комптоне.
Президент Трамп строил свою предвыборную кампанию на обещании снова сделать Америку безопасной и вернуть Вашингтону былую славу. Во время своего первого возвращения в Вашингтон после ухода с поста президента в 2021 году, Дональд Трамп посетовал на «грязь и упадок», которые царили в столице страны в его отсутствие. Позже президент Трамп пообещал, что его администрация «возьмет под контроль ужасно управляемую столицу нашей страны, Вашингтон, округ Колумбия, и приведет ее в порядок, отремонтирует и перестроит нашу столицу так, чтобы она перестала быть кошмаром убийств и преступлений, а стала самой красивой столицей в мире».
Пока что не все душевные внешнеполитические порывы Трампа оказались реалистичны и выполнимы – например, присоединение к США Гренландии и Канады, прекращение за 24 часа конфликта на Украине, быстрое построение коммерческого элитного «города-сада» в Газе (без палестинцев) или возвращение американцам афганского аэродрома в Баграме, не говоря уже о его скандальных тарифных войнах. А теперь уже мы с азартным интересом понаблюдаем, как он сумеет навести порядок в собственном доме: для начала – в Белом, затем – в Вашингтоне, ну и дальше по списку.
И еще не факт, что в этой внутриамериканской борьбе Трамп победит – ведь кто-то делает ставки и на «Антифу», и на Сороса.