Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Трамп против США: названы возможности для возникновения в стране диктатуры

Трамп против США: названы возможности для возникновения в стране диктатуры

Фото: AP

тестовый баннер под заглавное изображение

Один из его главных посылов, который он адресовал наиболее «хорошим» из этих топ-военачальников, — надо срочно похудеть в обязательном порядке, чтобы защищать честь мундира. Министр обороны считает, что каждый генерал должен быть столь же спортивен и подтянут, как он сам. Хегсет, которому 45 лет, любит показывать на разных видео, сколько отжиманий и подтягиваний он может сделать.

По мнению Хегсета, проблема лишнего веса генералитета уж слишком символизирует более широкую проблему общей «дряблости» в вооруженных силах США. Для нынешнего министра обороны эталон сильной армии был во времена его молодости — в 90-х годах, когда вышел блокбастер «Лучший стрелок», в котором очень подтянутый Том Круз сыграл главную роль военного летчика-аса. Или когда США одержали блестящую победу над Ираком, изгнав иракскую армию из Кувейта. (Кстати, американский четырехзвездный генерал Норман Шварцкопф, который командовал этой операцией в Ираке, был достаточно тучным.)

Президент Трамп также выступал на этом собрании, но, конечно же, он не затрагивал темы лишнего веса — это слишком щепетильный вопрос для него. Но зато Трамп, разумеется, не пропустил возможности поразглагольствовать перед военачальниками на его любимые темы — например, почему «сонный Джо Байден» полностью погубил Америку, почему мейнстримовские «фейк-ньюс» СМИ подло пытались подмочить его репутацию и почему он заслуживает Нобелевскую премию мира.

Неужели надо было собрать 800 генералов и адмиралов главным образом для того, чтобы Хегсет высокомерно читал им лекцию о здоровом образе жизни — ведь можно было бы эту простую информацию отправить генералам на их электронную почту — и чтобы Трамп навязывал им все свои заезженные политические шаблоны?

Казалось бы, на этом экстренном собрании должны были обсуждаться с топ-военачальниками гораздо более важные темы — к примеру, как сохранить военное превосходство США на фоне быстро растущей и технологически развивающейся китайской армии. Наверняка лидеры КНР были приятно удивлены, когда посмотрели на мишурную театральщину этого перформанса и убедились в том, какие у американского военного руководства странные приоритеты. На самом деле, конечно, решающим фактором в жесткой военной конкуренции между США и КНР станут высокотехнологичные навыки военнослужащих, а не количество отжиманий, которые они могут осилить.

Вовсе не исключено, однако, что Хегсет устроил этот политический спектакль, в том числе чтобы отвлечь внимание от своей легкомысленной, грубой и, возможно, преступной халатности, которая все еще висит над ним, выразившейся в том, что этой весной он обсуждал секретную информацию о военных действиях против хуситов в незащищенной системе мессенджера «Сигнал».

Давно уже стало понятно многим американцам, что Хегсет, который до его министерского назначения работал гламурным телегеничным ведущим на Fox News, уж больно легковесный и абсолютно неквалифицированный для поста министра обороны. Бросается в глаза, насколько Хегсету далеко до уровня, например, Джорджа Маршалла, легендарного министра обороны при президенте Трумэне. И Трампу, в свою очередь, очень далеко до уровня Рональда Рейгана. Но понимают ли это большинство военнослужащих, республиканцев в конгрессе и около половины американцев? Боюсь, что нет.

Тем не менее многие из присутствующих на собрании военачальников не могли скрыть свое недовольство тем, как Хегсет и Трамп пытались использовать высокопоставленных военных в качестве массовки для очередного трамповского политического шоу. Одни сидели с каменными (видимо, от шока) лицами, а некоторые вздыхали и гримасничали, вынужденные сдерживаться и терпеть.

Тут Трамп действительно перешел все границы, явно пытаясь агитировать военных в свою пользу. Сама такая попытка президента США противоречит базовой исторической норме и практике. Американские военнослужащие, и особенно военачальники, должны служить стране в целом, а не одной политической партии или лидеру.

Политическая нейтральность вооруженных сил США была одним из самых важных, фундаментальных принципов отцов-основателей Америки, которые опасались армий в целом, а также возможности президента пользоваться армией, чтобы подавить оппозицию и установить режим тирании.

Именно поэтому вызывает тревогу заявление Трампа на этом мероприятии перед высокопоставленными военачальниками о том, что надо задействовать вооруженные силы США, чтобы бороться с «внутренними врагами» — прежде всего с преступниками и нелегальными иммигрантами. «Вашингтон опаснее Багдада!» — голословно утверждал советник Трампа по внутренней безопасности.

Однако борьба против обычных преступников, разумеется, является прерогативой местных правоохранительных органов в каждом штате и городе, а не федеральной армии. Попытка Трампа тут узурпировать местную власть нарушает основополагающий принцип, прописанный в Конституции, который предоставляет штатам наибольший суверенитет, — принцип, который лежит в основе американской федеративной системы.

В результате штаты, безусловно, будут всячески сопротивляться незаконным попыткам федеральных властей покушаться на их суверенитет. Примечательно, что непримиримый спор о нарушении суверенитета штатов служил главной причиной развязывания американской Гражданской войны в XIX веке.

Тем не менее Трамп настаивает на своем, нацеливаясь на штаты и города, где избрали оппозиционных лидеров из Демократической партии: «Мы будем вправлять им (демократическим лидерам. — Авт.) мозги, — заявил Трамп во время своего выступления на собрании генералитета. — И это также станет задачей для многих из вас, присутствующих в зале… Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорк, Лос-Анджелес — все это очень опасные города, и мы будем наводить порядок там. Это внутренняя война».

Проблема в том, что американский закон — The Posse Comitatus Act — запрещает именно такое злоупотребление президентскими полномочиями. Как раз в начале сентября федеральный суд в Калифорнии решил, что нынешний президент уже нарушил закон Posse Comitatus, когда он, вопреки возражениям губернатора Калифорнии, отправил морских пехотинцев в Лос-Анджелес, чтобы подавить там протесты против себя и своей иммиграционной политики.

Президент США имеет право задействовать армию внутри страны в том редчайшем случае, когда есть настоящее вооруженное восстание с попыткой свергнуть федеральную власть. Или когда штаты не выполняют судебных решений Верховного суда — как, например, в 1957 году, когда президент Эйзенхауэр отправил солдат из воздушно-десантной дивизии армии в Литл-Рок, штат Арканзас, потому что местные власти отказались выполнить решение суда о десегрегации школ.

И тут возникает серьезная дилемма для всех военачальников и их подчиненных: с одной стороны, они обязаны соблюдать приказы президента, являющегося верховным главнокомандующим. Но с другой стороны, этот принцип относится только к законным приказам президента. А что военнослужащим делать, если президентский приказ в корне незаконный — как, например, приказы, которые явно нарушают закон Posse Comitatus?

Ведь все военнослужащие присягают Конституции США, а вовсе не тому или иному президенту, который, по сути дела, является всего лишь наемным менеджером страны на 4 или 8 лет. Армия должна защищать страну прежде всего от внешних угроз, а не внутренних.

Однако если большинство военнослужащих решит выполнять незаконные приказы Трампа, то это только будет подстегивать президента США пойти дальше. Дерзость и самоуправство Трампа могут дойти до того, что он будет просто игнорировать судебные решения, которые попытаются остановить его незаконные действия.

По идее, введение судебных блокировок в результате запредельных превышений президентских полномочий лежит в основе американской системы сдержек и противовесов в ситуации подобных проявлений самовластия и деспотизма. После того как все апелляции исчерпаны, судебные решения против президента должны однозначно превалировать.

Но что произойдет в США в случае, если Трамп решит не подчиняться судебным блокировкам? Ведь военные в большинстве своем его поддержат. Как минимум это приведет к острому политическому, социальному и конституционному кризису, а возможно, и к гораздо более серьезным последствиям.

В подобных ситуациях грубого нарушения президентских полномочий надежным спасательным вариантом остается импичмент. Но если сторонники Трампа в конгрессе во что бы то ни стало решат поддерживать его, а не закон, тогда импичмент также отпадет в качестве мощного инструмента сдержек и противовесов.

С возвращением Трампа к власти Америка сейчас является наиболее расколотой, чем когда бы то ни было, за исключением периода Гражданской войны. Приведут ли сегодняшние хаос и раздрай к новой гражданской войне в США? Этим вопросом задаются многие россияне, которые понимают, что такое острое, неистовое противостояние внутри США обязательно будет иметь негативные последствия для всего мира, включая Россию.

Даже если в США не разразится новая гражданская война, высока вероятность, что, пока Трамп у власти, Америка постоянно будет вязнуть в острых политических кризисах и противостоянии рьяных сторонников Трампа и его не менее рьяных противников. Из-за этих бесконечных внутренних конфликтов Вашингтону будет явно не до Украины и не до России.

И это лишний раз показывает, что Кремлю крайне повезло, что есть такой Дональд Трамп в Белом доме.

Источник