© Lev Radin/ Keystone Press Agency/Global Look Press
тестовый баннер под заглавное изображение
Летиция Джеймс, о чём не столь трудно догадаться, – демократ. Она вызвала гнев Трампа после его первого срока судебным иском, в котором утверждалось, что он построил свою бизнес-империю на лжи о своём богатстве, был обвинён в банковском мошенничестве и предоставлении ложных сведений финансовому учреждению в связи с покупкой дома в Норфолке (штат Вирджиния) в 2020 году.
Главный федеральный прокурор Восточного округа Вирджинии, бывшая помощница Трампа, лично представила дело большому жюри спустя несколько недель после того, как её заставили приступить к исполнению своих обязанностей под давлением администрации, требующей предъявления обвинений.
Обвинительное заключение, вынесенное через две недели после отдельного уголовного дела, в котором бывший директор ФБР Джеймс Коми обвиняется в даче ложных показаний Конгрессу, является, как пишет Associated Press, очередным свидетельством противоречащего нормам намерения администрации Трампа использовать правоохранительные полномочия Министерства юстиции для преследования политических противников президента и общественных деятелей, которые когда-то проводили в отношении него расследования.
В пространном заявлении Джеймс осудила обвинительное заключение, назвав его «ничем иным, как продолжением отчаянного использования президентом нашей системы правосудия в качестве оружия»: «Эти обвинения беспочвенны, и публичные заявления самого президента ясно показывают, что его единственная цель – политическое возмездие любой ценой».
Оба дела, Коми и Джеймс, прошли поразительно нетрадиционный путь к финальной точке – то есть к предъявлению обвинений. В прошлом месяце администрация Трампа отстранила Эрика Зиберта, опытного прокурора, который месяцами курировал оба расследования и не поддался давлению, вынуждавшему его выдвинуть обвинения. Заменила его Линдси Халлиган, помощник Белого дома, которая работала адвокатом Трампа, но никогда ранее не занимала пост федерального прокурора.
Джеймс назвала решение уволить Зиберта и заменить его прокурором, который «слепо предан» президенту, «противоречащим основополагающим принципам нашей страны» и заявила, что настаивает на том, что её расследование в отношении Трампа и его компании «основано на фактах и доказательствах, а не на политике».
Джеймс должна впервые явиться в федеральный суд в Норфолке (штат Вирджиния) 24 октября.
66-летняя Джеймс занимает пост генерального прокурора с 2019 года, став первой чернокожей женщиной, избранной на общештатную должность в Нью-Йорке. В 2022 году она без труда переизбралась на второй срок, отказавшись от непродолжительной попытки баллотироваться на пост губернатора.
Предъявленное ей обвинение касается покупки Джеймс скромного дома в Норфолке, где проживает её семья. При продаже она подписала стандартный документ, называемый «договором о втором доме», в котором согласилась сохранить недвижимость преимущественно для своего «личного пользования и удовольствия в течение как минимум одного года», если кредитор не договорится об ином.
В обвинительном заключении утверждается, что Джеймс не использовала дом в качестве второго места жительства, а сдавала его в аренду семье из трёх человек. Согласно обвинительному заключению, введение в заблуждение позволило Джеймс получить выгодные условия кредитования, недоступные для инвестиционной недвижимости.
Трамп уже несколько месяцев выступает за предъявление обвинений Джеймс, публикуя в социальных сетях обвинительные посты и заявляя журналистам в Белом доме: «Мне кажется, что она действительно в чём-то виновна, но я на самом деле не знаю».
Джеймс – это особенно личная мишень для Трампа. Будучи генеральным прокурором, она десятки раз подавала в суд на президента-республиканца и его администрацию. В прошлом году она выиграла ошеломляющий судебный процесс против Трампа и его компаний, обвиняя его в мошенничестве с банками, завышая стоимость своей недвижимости в финансовой отчётности.
Апелляционный суд отменил штраф, который вместе с процентами увеличился до более чем 500 миллионов долларов, но подтвердил решение суда низшей инстанции о том, что Трамп совершил мошенничество.