1 октября в США официально наступил шатдаун. Федеральное правительство приостановило работу после того, как конгресс не смог принять бюджет на новый финансовый год.
Госучреждениям запрещено тратить деньги, большинство служащих отправлены в неоплачиваемые отпуска. Те, чьи функции считаются критически важными: медики, пограничники, военные, транспортные работники — будут выполнять свои обязанности без оплаты.
Это стало первым подобным случаем за без малого семь лет. В последние годы работу правительства приостанавливали в Вашингтоне лишь частично: конгрессмены принимали законопроекты о временных бюджетах на несколько месяцев.
В современной американской истории шатдауны с учетом нынешнего имели место 22 раза. Самый продолжительный пришелся на первое президентство Трампа и продлился 35 дней — с 22 декабря 2018-го по 25 января 2019-го.
Тогда ряд госслужащих, отправленных в неоплачиваемый отпуск, были вынуждены обратиться за продовольственной помощью, а те, кто работал без зарплаты, — массово ушли на больничные. Тот шатдаун обошелся американской экономике в 3 млрд. долларов.
Камнем преткновения на этот раз стало сохранение субсидий, предусмотренных законом о доступном здравоохранении, который истекает в конце нынешнего года. Демократы настаивают на отмене сокращения финансирования программы льготных медицинских страховок.
После выборов 2024 года обе палаты конгресса перешли под контроль республиканцев, однако для утверждения бюджета в сенате нужно 60 голосов. У консерваторов их всего 53, но они наотрез отказались идти на уступки. Демократы тоже стояли на своем.
Надолго ли нынешний шатдаун? Что он будет означать для Америки и всего мира? На эти вопросы «СП» попросила ответить ведущего научного сотрудника Института США и Канады Владимира Васильева.
— У меня ощущение, что нынешний шатдаун — всерьез и надолго. Медицинские программы в США сокращаются на триллион долларов, это их фактическое удушение. Вся помощь малоимущим и социально незащищенным слоям населения сходит на «нет».
Фактическая ликвидация бесплатной медицинской помощи в США — не самоцель, а способ борьбы с госдолгом. Причина дефицитного бюджета в США — увеличение расходов на военные нужды.
«СП»: Но ведь Трамп позиционирует себя как главный миротворец… Речь идет о военной помощи Украине, или Трамп хочет «остановить конфликты» по своей привычной методике в новых горячих точках?
— На Украину на самом деле в бюджете выделены копейки, на Ближний Восток — тоже.
Основная часть расходов — модернизация вооружений, в частности космических войск, систем ПВО, совершенствование и расширение ядерной триады. Реформы в Пентагоне идут полным ходом. Министерство войны разгоняет маховик военной машины, закладывая в бюджет расходы на новые виды вооружений.
Большие траты в бюджете предусмотрены и на армию. Сейчас ее перебрасывают внутрь США, чтобы она надежно закрыла границы.
Предусмотрено повышение зарплаты внутренним войскам, Национальной гвардии. Трамп усвоил уроки 2020-го и делает всё, чтобы силовые структуры стали его главным союзником.
«СП»: Насчет трат на вооружения и их модернизацию: сейчас в США все громче призывы начать трансформацию НАТО в закрытый альянс без возможности расширения с соответствующим сокращением расходов США. Кроме того, в Пентагоне говорят о том, что следует сократить американский воинский контингент в Европе.
— Это как раз вписывается в стратегию Белого дома. Там хотят сбросить бремя военных расходов на Европу: пусть тратятся на себя и своих друзей сами, а США переходят на жесткий коммерческий принцип в поставке вооружений.
Системы Patriot, ПРО, ПВО, боевые снаряды — все это реализуется отныне в форме сделок с заказчиками и заинтересованными лицами. Думаю, европейская коалиция поддержки Украины будет закупать для ВСУ вооружения, но незначительно, насколько хватит средств.
«СП»: Почему всё-таки урезаются программы медицинской помощи? Ведь это делает уязвимыми миллионы американцев и наверняка вызовет массовые протесты.
— У Трампа — курс на борьбу с разного рода вакцинами, Big-фармой. В январе он подписал указ о выходе из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
По мнению президента США, его страна платила ВОЗ слишком много денег по сравнению с другими. Да и вообще членство в международных организациях Трамп считает неэффективным инструментом.
«СП»: За счет чего США будут покрывать дефицит бюджета? Вопрос не праздный, он актуален и для нас.
— Действительно, Россия и США идут параллельными курсами. За океаном сейчас проводят разгосударствление экономики, частный сектор увеличивает свою долю, 90-е возвращаются. Роль государства сокращается до минимума, социальные расходы сворачивают.
В принципе, аналогичную тенденцию мы видим и в российской экономике. Да и в социальной сфере тоже. У нас министр финансов Антон Силуанов готов закрывать дыры в бюджете за счет сокращения государственных расходов на «социалку».
«СП»: Грозит ли происходящее в США введением новых антироссийских санкций, торговых пошлин в отношении Китая, Индии?
— Маловероятно. Антикитайские торговые пошлины так ударили по американскому бизнесу, что Трамп уронил свой рейтинг до рекордных 39% в сентябре. Как говорится, в «истории метеонаблюдений» в США такого еще не было.
Причина в том, что от Трампа после введения этих пошлин отвернулся его основной электорат — средний и крупный бизнес. Думаю, и против России вводить санкции — сейчас не лучшее время. Трамп понимает, что внутри страны у него не так много поддержки, он ищет ее вне США. И зачем в таком случае ссориться с Владимиром Путиным, с которым, со слов Трампа, у него хорошие человеческие отношения? К тому же определенные договоренности насчет санкций, думаю, были достигнуты во время саммита в Анкоридже.
«СП»: Как американский шатдаун может отразиться на отношениях с Россией?
— Для нас это большая удача. В США, по сути, паралич государственной власти. Америка погружена в свои внутренние проблемы — это значит, давление на Россию будет ослаблено. Вашингтону сейчас не до России и не до Украины. Трампу надо просто удержать власть и доказать свою профпригодность.
Как долго продлится нынешний американский шатдаун и кто от него окажется в выигрыше в конечном счете? Свое мнение для «СП» высказал ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин.
— Сейчас задача демократической партии показать, что Трамп — неэффективный президент. На это брошены все усилия подконтрольных «ослам» СМИ. Демократы пытаются создать впечатление, что из-за Трампа едва ли не наступает конец света, хотя на деле это обычная внутриполитическая борьба. Думаю, в конечном счете стороны придут к компромиссу. Им может стать частичное продление субсидий по программе здравоохранения.