![]()
Восточного соседа России иногда сравнивают с набравшим скорость локомотивом, который не могут остановить ни западные санкции, ни угрозы блокады морских коммуникаций, ни объявление геополитическим противником гегемона.
Председатель КНР Си Цзиньпин на днях заявил об успешном выполнении уже четырнадцатого по счету пятилетнего плана и рассказал о стратегии будущего развития державы.
Насколько эти планы реальны и за счет чего Китаю удается совершать такие рывки? На этот и другие вопросы отвечает известный политолог, заместитель директора института стран СНГ Владимир ЖАРИХИН.
«СП»: Владимир Леонидович, успехи экономики Поднебесной — где в них роль управленческого класса, а где — народного энтузиазма?
— Без энтузиазма народа, понимания им поставленных перед страной задач, конечно, не обойтись.
Как, впрочем, и без руководящей роли правящей и направляющей партии (КПК). Говорю об этом без какой-либо иронии и сарказма, поскольку результаты впечатляющие. А значит, страна на подъеме.
Выступая 14 февраля с речью в пекинском Доме народных собраний по случаю наступления года Красной лошади, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай в 2025 году достиг существенных успехов в области реформ, а экономика страны, несмотря на воздействие негативных факторов, демонстрирует устойчивость и жизнеспособность.
Он указал на активизацию усилий, нацеленных на повышение благосостояния жителей республики, что сказалось на улучшении общественно-политической обстановки. Напомнил также, что Пекин отметил 80-ю годовщину победы в войне сопротивления японской агрессии и во Всемирной антифашистской войне. При этом оборонная и экономическая мощь Китая достигли нового уровня.
«14-й пятилетний план (2021−2025) успешно выполнен. Уходящий год Змеи „был необычным“, КНР столкнулась со сложной и нестабильной внутренней, а также международной обстановкой. Мы преодолели трудности и добились прогресса, партия и государство пришли к новым достижениям», — надо понимать, насколько аккуратно высказывается товарищ Си.
Но за этим словами немало драматизма. Это и внешние санкции США, и внутренняя борьба с коррупцией, и смена сразу нескольких высокопоставленных руководителей в министерстве обороны.
Мы порою забываем, что руководит страной и определяет вектор ее стратегического развития КПК. Не зря китайский лидер назвал среди основных причин успеха результат совместных усилий коммунистической партии и народа.
«СП»: При подобных темпах роста будущее Китая видится еще более впечатляющим?
— Там заглядывают далеко вперед, но никогда не отказывались от пятилетних планов развития народного хозяйства, какие были некогда в СССР. Пятилетние планы Китая — стратегические дорожные карты, которые преобразуют национальные цели в поэтапные, достижимые задачи.
Так, к концу следующей пятилетки, по планам властей, страна должна значительно увеличить свои экономические, научные и оборонные возможности.
К 2035 году, через 10 лет, Китай ставит цель довести ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран. А основой модернизации в следующие 5 лет, по замыслу властей, останутся инновации.
Ставится цель построить «цифровой Китай», основанный на искусственном интеллекте и цифровых данных, который станет основой для внедрения в промышленности умных и зеленых технологий.
«СП»: В 60-е и даже в начале 70-х годов Китай был достаточно бедной аграрной страной. Теперь там поставлена задача создания общества «средней зажиточности»…
— Развитие сельского хозяйства, сельских районов и улучшение качества жизни фермеров — еще один приоритет для властей. В документе содержится призыв к закреплению достижений в борьбе с бедностью, возрождению сельских районов и повышению продовольственной безопасности (представьте, что значит накормить 1,5 млрд. человек).
Конечной же целью модернизации в документе названо улучшение благосостояния людей. Авторы уделяют приоритетное внимание вопросам занятости, образования, здравоохранения, обеспечения жильем и ухода за пожилыми людьми.
Продолжение усилий по повышению доходов домохозяйств и совершенствованию систем социального обеспечения. Говорится и о поэтапном повышении установленного законом возраста выхода на пенсию, что напрямую связано с ростом продолжительности жизни.
«СП»: Какой в этих грандиозных планах видится роль вооруженных сил, их развитие и судьба Тайваня?
— Укрепление национальной обороны Китая никогда не было направлено на достижение глобальной гегемонии.
КНР придерживается принципа «мы не будем нападать, если на нас не нападут, но если на нас нападут, мы обязательно нанесём ответный удар» и неуклонно проводит оборонительную политику, никогда не считая какую-либо страну врагом.
От сопровождения судов в Аденском заливе до оказания международной гуманитарной помощи, от участия в миротворческих операциях ООН до совместных военно-морских учений — каждый шаг в развитии оборонного потенциала Китая является надежной защитой национального территориального суверенитета.
«СП»: Грядет 100-летие Народно-освободительной армии Китая. Там это особая дата?
— Безусловно. Не зря Пекин сигнализирует об ускорении своих давних усилий по модернизации вооружённых сил. В 2027 году, когда НОАК будет отмечать своё столетие, она, скорее всего, продемонстрирует передовые возможности, в частности в области квантовых технологий, искусственного интеллекта (ИИ), гиперзвуковых перехватчиков, киберпространстве.
Аналитики продолжают оценивать, сможет ли Китай достичь этих целей. Учитывая, что в плане особое внимание уделяется привлечению инженеров, учёных и технических специалистов, он, похоже, намеренно позиционирует себя так, чтобы продемонстрировать значительный прогресс к 100-летнему юбилею НОАК. В то же время кое-где еще сохраняются структурные проблемы. Коррупция, политические перестановки и институциональное давление могут замедлить или усложнить реализацию грандиозных планов.
В оценке за 2024 год Министерства обороны США, например, отмечалось, что антикоррупционные кампании председателя Си и связанная с ними смена руководства могут помешать НОАК достичь всех целей к 2027 году.
Но я склоняюсь к иному мнению. Долгосрочные цели включают в себя превращение Народно-освободительной армии в технологически продвинутую силу мирового уровня. И это им удастся.
Сейчас Китай работает над несколькими передовыми технологиями, в частности, квантовыми гравиметрами, которые могут значительно улучшить возможности обнаружения и отслеживания надводных и подводных целей. Ключевым нововведением в этой работе является атомный абсолютный гравиметр.
Разрабатываются также системы искусственного интеллекта, предназначенные для противодействия гиперзвуковым планирующим летательным аппаратам. Исследования, опубликованные в 2022 году, выявили модели искусственного интеллекта, способные прогнозировать траекторию полёта гиперзвукового оружия, даже если оно непредсказуемо маневрирует на малых высотах.
Согласно этим данным, технология может позволить системам обороны генерировать ответные действия в течение трёх минут, что значительно снижает тактическое преимущество гиперзвуковых планирующих летательных аппаратов.
Все это говорит о том, что занятых позиций на мировой арене Китай сдавать не собирается. Но еще важнее то, что он был, есть и остается нашим надежным геополитическим партнером и союзником в создании многополярного мира, объединения стран БРИКС и ШОС.