Президент США Дональд Трамп сообщил о желании Украины начать наступление.
«Они хотят пойти в наступление, я приму решение по этому поводу», — заявил Трамп журналистам, комментируя предстоящую встречу с главой киевского режима Владимиром Зеленским.
Звучит странно. Какое наступление? Чем? А главное — кем? Впрочем, если допустить, что под наступлением имеется в виду ракетные атаки, то становится не до шуток. Как не раз подчеркивали российские официальные лица, передача Киеву «Томагавков» будет началом резкой эскалации и новым уровнем вовлечения США в конфликт.
При этом, как пишет Financial Times со ссылкой на западного военного чиновника, «американские подрядчики» будут помогать ВСУ использовать ракеты, если их поставки одобрят.
«Исчезнет потребность в подробном обучении украинских солдат, а США смогут контролировать наведение целей и другие вопросы», — приводит издание слова анонимного источника.
В любом случае, последние заявления Трампа говорят о том, что он намерен резко развернуться в сторону Украины, перестав занимать миротворческую позицию. Значит, и «медовому месяцу» России и США конец? Трамп окончательно становится Байденом?
— Украина, возможно, и хотела бы пойти в наступление, но не в состоянии, — говорит доцент Финансового университета при Правительстве России Дмитрий Ежов.
— В то же время к словам Трампа следует отнестись всерьез — такими заявлениями просто так не бросаются. Понятно, что на фоне обсуждения предоставления Украине крылатых ракет «Томагавк», это лишь усиливают эскалацию.
В последнее время, несмотря на контакты с США со стороны России, в борьбе за влияние на американского президента, судя по всему, вверх берет проукраинское лобби. Этому есть простое объяснение — эффект от саммита на Аляске прошёл, и был перекрыт интенсивными контактами с украинской стороной, в том числе, с главарём киевского режима Зеленским. С тактической точки зрения ситуацию мог бы переломить разговор Трампа с президентом России Путиным, но этот разговор должен состояться по инициативе американской стороны.
«СП»: А если этого не произойдет? Конец «потеплению»? Нужно ли нам самим искать контакта?
— По факту наблюдалась некоторая эйфория от возобновления контактов с США на высшем уровне. По иным каналам отношения поддерживались и до этого. Поэтому факт «потепления» весьма условен — сегодня ситуация может развернуться одним образом, завтра — другим… Мяч в вопросе отношений между двумя государствами сейчас на стороне США.
— То, что у Украины есть желание пойти в наступление, это еще тот секрет Полишенеля, — считает политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— Очевидно, что Великобритания и ведущие страны Евросоюза сегодня толкают Украину к тому, чтобы действовать агрессивно и несмотря на потери сделать все возможное для того, чтобы продлить конфликт как можно дольше. Поэтому в этом смысле Дональд Трамп не врет. Украина действительно собирается наступать. Но мы уже помним, чем закончился ее так называемый «контрнаступ». Он провалился. Поэтому провалится и эта авантюра. Ну а сама по себе риторика Трампа — это очередная попытка разговаривать с Россией языком силы. Это бессмысленно.
«СП»: Politico утверждает, что Трамп развернулся к Украине из-за гнева от освещения саммита на Аляске, главным победителем на котором выглядел Путин. Так ли это? Или еще какие причины?
— Я не очень-то верю инсайдерам издания Politico, но очевидно, что Трамп хотел получить больший профит от саммита с российским лидером в Анкоридже. Дональда Трампа медиа, в том числе и некоторые республиканские, выставляли «слабаком» после встречи с Владимиром Путиным. Много говорилось о завершении конфликта в преддверии переговоров лидеров, а по итогу военный конфликт на Украине продолжается. Поэтому сегодня Трамп выглядит в не самом благоприятном свете и перед своими оппонентами, и перед избирателями, и членами политической команды, которым он говорил о том, что разрешит украинский кризис в считанные часы.
«СП»: А можно ли говорить о развороте? Нынешние слова Трампа прозвучали куда резче, чем его прежние метания.
— А сколько уже было таких разворотов? Мы уже все привыкли к его эмоциональным качелям. Вот если Трамп примет решение о поставках Украине через Европу ракет «Томагавк», вот это будет свидетельство этого разворота. Сегодня его министр войны Пит Хегсет как бы намекает на развитие событий согласно такому сценарию. Возможно, так и произойдет.
«СП»: Из слов Трампа можно сделать вывод, что «наступление» инициируют сами США. Едва ли Киев сам бы стал говорить о нем, не узнав мнения Вашингтона. Согласны?
— Я бы не стал из слов Трампа делать именно такой вывод. Все-таки украинское наступление инициируют больше европейцы, а Трамп просто об этом знает. По большому счету, после выволочки, которую устроил Трамп Зеленскому в Овальном кабинете, весь мир увидел, что ведущие страны европейского континента объединились в так называемую антитрамповскую коалицию по вопросу продолжения боевых действий на Украине. А Трамп сегодня в какой-то мере дрейфует к этой коалиции, «забывая» о своих «миротворческих» инициативах.
«СП»: «Медовый месяц» с Америкой, мирный процесс, по-вашему — все? Трамп окончательно ложится под «партию войны»?
— А у нас и не было «медового месяца» с США. Была легкая оттепель. На мой взгляд, еще существует возможность для продолжения диалога между Москвой и Вашингтоном. Пока Трамп не поставил Украине «Томагавки», есть пространство.
— К вычурному стилю президента США привыкли все, поэтому всерьез его угрозы воспринимать затруднительно, — говорит доцент Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— Но при всей своей любви к апломбу необдуманных или продиктованных обидами решений он не принимает. На нынешнем витке он угрожает России, а Украине дает обещания, но подобное происходит лишь в информационной среде. Подливать реального масла в огонь он вряд ли станет, поскольку это будет расходиться с его изначальным подходом к этому конфликту.
По результатам саммита на Аляске США получили решение России еще год придерживаться ограничений по ДСНВ в одностороннем порядке. Безусловно, в самом конфликте на Украине Россия никаких шагов навстречу делать не будет, потому что каждый шаг от линии фронта вперед куплен ценой крови.
Наступление для Украины станет самоубийством. Но, может, в этом и есть план Трампа, чтобы ускорить завершение конфликта?