![]()
Фото: Игорь Швыткин
тестовый баннер под заглавное изображение
Свой армейский путь «Ступа» начинал с военной службы по призыву в войсках связи. Затем, заключив контракт, переквалифицировался в «технаря-ремонтника». Говорит, что еще с детства тяготел к технике. Разобрать ту же заводную машинку, чтобы увидеть ее механизм, доставляло ему настоящее удовольствие.
На военной службе с азартом повышал свое мастерство, работая с различными образцами сначала вооружения, а потом и военной техники. Неоднократно принимал участие в конкурсе «Мастер-оружейник». Брал призовые места.
И все же тот опыт, который «Ступа» приобрел здесь, на передовой, он сам считает наиболее бесценным. Все дело в скорости и точности манипуляций в процессе ремонта техники в боевых условиях. Трудиться приходится не в каком-нибудь тыловом ангаре, с перекуром и неспешным разговором, а на огневых позициях, в составе выездной ремонтной бригады, под обстрелами противника и налетами дронов.
Здесь, на передке, фактор грамотной оценки поломки или повреждения, а также оперативное принятие решений по скорейшему восстановлению того же орудия имеют наиважнейшее значение.
«Иногда, – говорит «Ступа», – подумать действительно есть над чем, только вот беда – некогда! «Пришел, увидел, отремонтировал» – такова установка командования. Изучать образцы и нюансы военной техники, отрабатывать навыки по ремонту того или иного орудия нам надлежит в тыловых районах. На передовых позициях уже нужно все делать четко и быстро. В противном случае может прилететь и по тебе».
Такой риск действительно особенно возрастает, когда происходит восстановление артиллерийской техники прямо на огневых рубежах. Поэтому, по мнению «Ступы», любому войсковому мастеру следует и в теории знать материальную часть различных агрегатов, да и на практике заблаговременно руками их «пощупать».
Первой работой в бою, которая запомнилась, стал ремонт реактивной системы залпового огня БМ-21 «Град». Тогда вместе с товарищами он перебирал направляющие пусковой установки, которые пробило осколками. В кратчайшие сроки, что называется, на адреналине, его команда с задачей справилась.
«Ступа» вспоминает: видя столь серьезные повреждения машины, все время озирался и прислушивался, ожидая очередной прилет. Это существенно отвлекало и мешало сосредоточиться. Теперь же, обладая опытом, «Ступа» трудится без оглядки по сторонам – главное осознанно и не мешкая. За бдительность в ответе остается только слух, а вот зрение и мозг заняты исключительно процессом наладки.
![]()
Фото: Швыткин Игорь
На вопросы относительно того, с чем ему наиболее предпочтительнее и легче работать, перечисляет: гаубица Д-30, 122-мм пушка Д-74, а также артиллерийская самоходка «Гиацинт». В основном там приходится менять так называемые «накатники», прокачивать воздух и менять жидкость в уравновешивающих механизмах орудий.
…В тот день они с напарником по ремонтно-восстановительному цеху выдвинулись на боевую задачу. Отработав на передовой, на своей багги «Нива» направились в пункт временной дислокации. В дороге дрон-детектор успел сообщить о приближении смертоносной «птицы», но вдруг неожиданно умолк. Бойцы решили продолжить движение, прибавив скорость. Однако скоро машина взлетела на воздух…
По всей видимости, где-то впереди дрон успел сбросить на дорогу мину и скрылся. Получив контузию и многочисленные ожоги, «Ступа» очнулся недалеко от машины. Напарника было не видно. Машина начинала разгораться. «Ступа» догадался, что его товарищ мог остаться внутри автомобиля. До вероятного взрыва топливного бака оставались секунды. Он бросился к машине. Через пробитое взрывной волной днище увидел напарника. Его тело сдавливало железо. Он был без сознания.
Оказалось, мина насквозь пробила металлический пол, инерция движения багги затащила сослуживца прямо в образовавшуюся воронку под машиной. «Ступе» пришлось действовать быстро, при этом крайне аккуратно, чтобы не навредить сослуживцу. Задыхаясь от дыма, рискуя собственной жизнью, он смог-таки вытащить товарища из железных тисков. Через мгновение машина вспыхнула.
На обочине дороги «Ступа» заметил, что у товарища обильное кровотечение. Тогда он перетянул его ногу жгутом и стал ждать помощи. Уже скоро на их удачу на горизонте появился грузовик соседнего подразделения. Раненого бойца погрузили на борт и доставили в ближайший населенный пункт, где был медицинский пункт. Только там «Ступа» заметил, что и сам серьезно ранен: в голове гудело, обгорели руки, ныло и кровоточило колено. Однако все самое страшное было уже позади…
Как говорят бойцы, на фронте подобных подрывов хватает. Отвага и решимость боевых товарищей помогают раненому выжить. Бойцы «Востока» шутя добавляют: «Здесь главное – и по жизни и в бою – быть хорошим человеком. Будешь нормальным парнем, тогда и рядом с тобой наверняка окажется столь же стоящий боевой товарищ!» Судя по поступку «Ступы», в подразделениях группировки бойцы друг за друга стоят надежной и проверенной забайкальской горой!