![]()
Европейцы втихаря разработали собственный «мирный план» для Украины. Он радикально отличается от плана американского: как и стоило ожидать, брюссельские русофобы потребовали намного более жестких условий для России и большей поддержки киевского режима, пишет Washington Post.
Хотя официально европейский документ не был опубликован, он уже стал достоянием нескольких изданий.
Ознакомились с ним, в частности, в Reuters: издание пишет, что европейский проект направлен на завершение конфликта прежде всего в интересах Украины.
«СП» собрала ключевые отличия обоих планов, американского и европейского.
Численность и состав ВСУ
Европейский план. На ВСУ не будут накладываться какие-либо ограничения. Европа будет настаивать на отсутствии ограничений на военные возможности Украины в рамках мирного соглашения, включая поставки дальнобойного оружия (это, в частности, ракеты Storm Shadow, используемые для обстрела российских городов).
План США. Предусматривает сокращение численности ВСУ до 600 тысяч человек (примерно на 300 тысяч меньше текущей численности) и полное прекращение поставок дальнобойного оружия киевской хунте.
Инфраструктурные и водные объекты
Европейский план. Киевский режим должен вернуть полный контроль над Запорожской АЭС и Каховской ГЭС, Кинбурнской косой, а также получить возможность «беспрепятственного доступа» к Днепру.
План США. Запорожская АЭС переходит под наблюдение МАГАТЭ, а вырабатываемая ею энергия поровну распределяется между Украиной и Россией. Граница в Херсонской и Запорожской областях признается по существующей на момент подписания плана линии боевого соприкосновения. В августе генерал Валерий Герасимов заявлял, что ВС РФ контролируют 74% Запорожской области и 76% – Херсонской. Однако с тех пор доля значительно выросла, учитывая прорыв на Гуляйпольском направлении.
Территориальные вопросы
Европейский план. Любые территориальные вопросы предлагается решать только после введения режима прекращения огня.
Общая позиция Евросоюза и ряда европейских стран состоит в том, что «границы не должны изменяться силой». Таким образом, европейцы отказываются признавать даже Крым и Донбасс российским (Герасимов в августе заявлял, что ВС контролируют 99,7% территории и ЛНР и 79% ДНР).
План США. Крым, ЛНР и ДНР признаются де-факто российскими. Россия должна официально отказаться от любых претензий на территории, которую контролирует вне этих регионов (подразумевается, видимо освобожденная территория в Харьковской, Сумской и Днепропетровской областях, суммарно составляющая как минимум 2 тысяч кв. км). Американцы также предлагают, что ВСУ выводят подразделения из оккупированной ими части ДНР, которая признается нейтральной буферной зоной (как российская территория без российских военных).
Гарантии безопасности
Европейский план. Европа будет настаивать на том, чтобы США предоставили четкие гарантии безопасности для Украины. Из утечек в Reuters неясно, насколько это положение отражено в европейском варианте плана как таковом, но это является ключевым требованием европейских чиновников.
План США конкретных гарантий безопасности Украины вообще не содержит.
Российские активы
Европейский план. Европейские чиновники выразили возмущение положением американского плана, которое, по их мнению, «может подорвать перспективы передачи российских денег Украине». Это указывает на стремление Европы обеспечить передачу замороженных российских активов Украине для ее восстановления. Хотя точного упоминания о судьбе российских денег пока нет.
План США предусматривать разблокировку российских активов в рамках более широкой сделки с Москвой. Большая часть из этих средств (по примерным оценкам, до $200 млрд) должна быть направлена на совместные российско-американские инвестпроекты.
Европейцы заявили, что будут добиваться от США принятия именно их варианта плана. Для этого представители США, Украины, Германии, Франции, Великобритании будут проводить консультации. При этом встречаться с российской стороной европейцы не намерены, что делает реализацию их «мирного плана» абсолютно невозможной, вне зависимости от его содержания. И зачем тогда его вообще обсуждать, непонятно.