Странная история вокруг выборов нового обладателя «Золотого мяча» и неких «конфиденциальных» предложениях провести кампанию за «кандидатуру» Усмана Дембеле потрясла европейский футбольный мир. Как сообщил The Athletic, некоему спортивному обозревателю Нилу Гарднеру поступило письмо с просьбой поддержать компанию по продвижению кандидатуры Дембеле в социальных сетях. Однако при более внимательном рассмотрении все оказалось гораздо более запутанно.
фото: Grzegorz Wajda / Keystone Press Agency / Global Look Press
Именно заголовок письма — «Возможность конфиденциального сотрудничества» — привлек внимание спортивного обозревателя Нила Гарднера, которого в некоторых спортивных европейских изданиях именуют «внештатным журналистом», когда на прошлой неделе в его электронный почтовый ящик пришло сообщение от неизвестного отправителя.
Как потом оказалось, письмо пришло от креативного рекламного агентства, и предложение представляло собой «потенциальное сотрудничество», в рамках которого Гарднеру будут платить, если он согласится тайно выступать в качестве тайного сторонника в социальных сетях от имени Усмана Дембеле, нападающего «Пари Сен-Жермен».
«Мы рассматриваем возможность проведения кампании в течение одного месяца, призванной инициировать диалог и укрепить позиции в отношении кандидатуры Усмана Дембеле на «Золотой мяч», — говорилось в электронном письме, о чем сообщило авторитетное спортивное интернет-издание The Athletic. – В частности, мы хотели бы предложить три тщательно продуманных твита в неделю в течение месяца, которые будут освещать его выступления, влияние и общие доводы в пользу его признания.
Учитывая ваш авторитет и влияние в футбольном сообществе, ваше участие придало бы этому разговору весомый вес. На данном этапе мы хотели бы запросить ваши расценки на это сотрудничество».
Находясь дома в австралийском Мельбурне, Гарднер с трудом верил своим глазам. Неужели ему действительно предлагали деньги за продвижение репутации Дембеле как достойного обладателя «Золотого мяча»? И если да, то кто за этим стоит?
Письмо пришло в электронный почтовый ящик Гарднера в 17:54 в пятницу, 12 сентября, и, прежде всего, в нём подчёркивалась необходимость сохранения всей информации в строжайшей тайне. «Мы просим вас отнестись к этой инициативе с максимальной конфиденциальностью», — говорилось в нём. «Осмотрительность — залог её успеха».
Но Гарднер не собирался участвовать в подобной кампании. Вместо этого он опубликовал письмо на своих страницах в социальных сетях (с замаскированным названием рекламного агентства) и объяснил последовательность событий своим 169 000 подписчикам. «Не знаю, кто это финансирует, — написал он, — но я считаю это совершенно нелепым, и мне нужно было привлечь к этому внимание».
фото: Grzegorz Wajda / Keystone Press Agency / Global Look Press
Гарднер заявил, что это заставило его задуматься о том, что же происходит за кулисами конкурса на звание лучшего футболиста мира. И очень быстро его твит стал вирусным, набрав 3700 репостов и 22 000 лайков.
The Athletic начал расследование, сначала связавшись с представителями Усмана Дембеле, чтобы узнать, известно ли им о такой кампании. Ответ был категорически отрицательным.
Итак, кто же стоял за этим предложением? Оказалось, что оно исходит от индийской компании Bangrr International, которая на своём сайте называет себя «новейшим центром маркетинга, рекламы и контента, меняющим представление о брендах класса люкс».
В конце письма, отправленного с основного аккаунта компании, стояло имя основателя, Али Хусейна. Других имён в письме не было.
Однако компания объясняет это тем, что на самом деле автором был не Хусейн, а некая неназванная 18-летняя стажёрка, действовавшая без ведома или разрешения своего руководства и заметившая предыдущий твит Гарднера, в котором он говорил, что открыт для новых возможностей работы. И почему она взяла на себя смелость сделать такое предложение? Говорят, из любопытства, чтобы узнать, сколько футбольный журналист с большим количеством подписчиков в социальных сетях может запросить за такую PR-кампанию.
«Это электронное письмо было несанкционированным запросом от молодой стажёрки нашего агентства, — рассказал Хусейн в заявлении для The Athletic. – Будучи студенткой, увлечённой футболом, рекламой и созданием цифрового контента, она заметила недавний пост г-на Гарднера, где он обсуждал запросы о сотрудничестве. Это натолкнуло её на идею провести собственное исследование того, как инфлюенсеры и журналисты выстраивают партнёрские отношения для продвижения брендов, особенно в футбольной индустрии. Стажерка воспринял это как возможность изучить другой сегмент цифрового ландшафта… (и) отправила спекулятивное сообщение, чтобы узнать о стандартных отраслевых тарифах. Это была уникальная инициатива, продиктованная образовательным любопытством, а не директива нашего агентства или заказная кампания для какой-либо третьей стороны».
Вот такой ответ был получен от индийского агентства.
Остаётся вопрос о том, почему именно Гарднера выбрали целью такого «исследоваиния». Объяснение заключается в том, что на то было две причины. Во-первых, у Гарднера много подписчиков в социальных сетях, но, главным образом, он болельщик «Барселоны» и вряд ли стал бы писать в Твиттере в поддержку игрока, покинувшего «Камп Ноу» и перешедшего в «ПСЖ» в 2023 году.
фото: Grzegorz Wajda / Keystone Press Agency / Global Look Press
Запутались? Логика заключалась в том, что твиты Гарднера в поддержку Дембеле будут иметь больший вес, чем твиты среднестатистического комментатора. Также предполагалось, что благодаря сотрудничеству с «Барселоной» он сможет брать больше за свои услуги, а это, в свою очередь, поможет оценить, сколько денег потребуется другим комментаторам, чтобы привлечь их.
Как выяснилось, Гарднер ответил Bangrr, дав понять, что не намерен принимать участие ни в каких платных кампаниях подобного рода.
«Отправлять такое письмо казалось таким наглым и дерзким, — рассказал Гарднер The Athletic . «Я как раз занимался своими делами, когда пришло это письмо — «Конфиденциальное сотрудничество», — и моей первой мыслью было: «Что здесь происходит?»».
Это странная последовательность событий, особенно с учетом того, что Bangrr не является PR-агентством и не имеет предыдущего опыта работы с футбольными клубами, футболистами или их агентами.
Стоит также отметить, что голосование за «Золотой мяч» уже закрыто, а победитель будет объявлен на церемонии награждения в Париже 22 сентября.
Игрок ПСЖ Усман Дембеле — фаворит на победу, поскольку его назвали лучшим игроком Лиги чемпионов в самом успешном сезоне в истории ПСЖ. Его ближайшим претендентом считается Ламин Ямал из «Барселоны», а за ним следует Мохамед Салах из «Ливерпуля», претендующий на победу в списке из 30 игроков.
Однако в мире социальных сетей общеизвестно, что PR-, маркетинговые и рекламные агентства работают за кулисами, создавая позитивные дискуссии о своих клиентах — до и после ключевых событий, — и что во многих случаях конфиденциальность играет ключевую роль. Многие в индустрии, например, подозревают, что это происходило до и во время чемпионата мира по футболу в Катаре.
Однако в данном случае Bangrr объясняет это невинной ошибкой. Компания заявляет, что никаких реальных денег не предлагалось.
То, что эта новость стала вирусной, несомненно, стало позором для ответственных лиц. Однако в защиту компании стоит отметить, что никто больше не заявил, что к ним тоже обращались с такой просьбой.
«Мы искренне приносим извинения господину Гарднеру за любые недоразумения или неудобства, вызванные этой личной инициативой, — добавил владелец и президент Bangrr Хусейн. – Мы также приносим извинения Усману Дембеле и его представителям за любое непреднамеренное вмешательство в этот вопрос. Мы никогда не намеревались — и уж точно не намеревался стажёр — создавать ложную информацию или намекать на какую-либо принадлежность».
На самом деле знаете, что точно осталось в фокусе внимания после всей этой истории и публикаций в таких изданиях, как The Athletic? Название доселе мало кому известной индийской PR-компании Bangrr. И вот это точно успешная международная рекламная компания, проведенная без каких-либо затрат (не считая счетов за электричество в офисе данного предприятия).