Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Канадский спорт стал банкротом, государство сокращает финансирование

Финансовый кризис наносит тяжелый удар по спортивной системе Канады: федеральная поддержка заморожена на два десятилетия, расходы стремительно растут, а спортсмены предупреждают, что больше не могут позволить себе соревноваться, что создает растущую угрозу олимпийским мечтам страны и ее будущему на мировой арене.

Саночница Кейтлин Нэш / фото: IMAGO/kristen-images.com / Micha / www.imago-images.de / Global Look Press

«Если ситуация не изменится, многие спортсмены уйдут на пенсию после зимнего олимпийского цикла 2022-2026, во многих видах спорта в Канаде», — предупреждает саночница Кейтлин Нэш в репортаже CBC News на этой неделе . В идеальном мире Нэш достигла бы пика формы как раз к Олимпийским играм 2030 года. Вместо этого она опасается, что может вообще не выйти на старт. «Я достигла точки, когда финансово просто не могу больше поддерживать такой образ жизни», — рассказала 23-летняя спортсменка CBC Sports. «Очень тяжело осознавать, что решение может быть принято за меня, а не мной. Я никогда не представляла себе, как закончится моя карьера».

На протяжении двух десятилетий основное федеральное финансирование спорта оставалось на прежнем уровне, несмотря на рост инфляции более чем на 50%. По данным Банка Канады, стоимость товара, которая в 2005 году составляла 100 канадских долларов (61,82 евро), теперь составляет 153,50 канадских долларов (94,90 евро). Однако этот дефицит сохраняется уже 20 лет. В последние месяцы несколько национальных спортивных организаций были уведомлены о планах федерального правительства значительно сократить финансирование. Хотя общий объём расходов, возможно, технически останется прежним, теперь спортсменов, нуждающихся в поддержке, гораздо больше, чем в 2005 году.

С каждым годом проблема усугубляется, и по мере этого финансовая нагрузка распространяется на всю систему. Многие национальные федерации испытывают трудности не только с эффективной работой, но и с функционированием вообще. Расходы выросли на всех уровнях, от взносов за участие в сборных для взрослых до участия молодёжи. Для Нэш это означает 25 000 канадских долларов (15 460 евро) на командные взносы в этом олимпийском сезоне, не считая расходов на проезд на соревнования, охватывающие период от Лейк-Плэсида, штат Нью-Йорк, до Лиллехаммера, Норвегия. В прошлом сезоне, по её словам, её взнос составил 20 000 канадских долларов (12 360 евро), что покрывало все расходы.

«В этом году, чтобы пройти отбор на Олимпиаду, нам нужно участвовать во всех возможных гонках. Чтобы покрыть этот финансовый разрыв, большую часть расходов ложатся на плечи спортсменов», — пояснила она. Нэш и её товарищи по команде по санному спорту — далеко не одиноки. В бобслее и скелетоне Канада командные взносы резко выросли с 2000 канадских долларов (1240 евро) в 2022 году до 25 000 канадских долларов (15 460 евро) в этом сезоне. Изначально запланированные 30 000 канадских долларов (18 550 евро), BCS удалось сократить на 5000 канадских долларов (3100 евро) на одного спортсмена за счёт новых спонсорских контрактов и пожертвований.

Конькобежка Изабель Вайдеманн / фото: Todd Korol / Keystone Press Agency / Global Look Press

Рост также отражает дополнительные расходы на проезд и проживание в рамках этапа Кубка мира в Европе. Раньше некоторые бобслеисты лично покрывали эти расходы для своих команд, но теперь это невозможно. Даже олимпийские чемпионы чувствуют себя в затруднительном положении. Конькобежка Изабель Вайдеманн, завоевавшая золото, серебро и бронзу в Пекине, в феврале призналась, что теперь у неё долги, поскольку она взяла на себя расходы, которые Канадская федерация конькобежного спорта больше не может себе позволить.

«Реальность такова, что мы серьёзно отстаём от наших конкурентов», — заявил Дэвид Шумейкер, генеральный директор Канадского олимпийского комитета, в интервью вышеупомянутому местному журналу. «Германия, Италия и Франция тратят в десять раз больше нас. Великобритания инвестирует почти в шесть раз больше. Сейчас премьер-министр Марк Карни должен сказать: «Хватит!», что наши спортсмены важны. Это не та спортивная система, которую мы себе представляли», — добавил он.

Система финансирования спорта в Канаде, как известно, весьма сложна. По сути, существует два основных источника финансирования: государственное и частное предпринимательство. Хотя все уровни власти предоставляют ту или иную поддержку, национальные спортивные организации, курирующие свои виды спорта на элитном уровне, в основном полагаются на федеральное финансирование, направляемое через Sport Canada. Три основные программы министерства направлены на поддержку спортсменов, национальных федераций и проведение мероприятий, при этом провинциальные и территориальные организации также имеют право на получение определенных грантов.

Олимпийский чемпион по гребле на байдарках и каноэ, ставший министром спорта, Адам ван Куверден назвал канадскую систему «высокоэффективной». «Не секрет, что увеличение финансирования системы пошло бы на пользу», — сказал он. «Но вместо того, чтобы каждый вид спорта лоббировал свою долю — плавание, гребля, регби, — нам действительно нужно больше инвестиций в спорт на всех уровнях власти». «Включая федеральный уровень. Я бы сказал, что в этом отношении мы лидеры. Мы увеличили финансирование спорта, физической активности, отдыха и развлечений, от детских площадок до пьедесталов», — заявил он.

Министр спорта Канады Адам ван Куверден / фото: Justin Tang / Keystone Press Agency / Global Look Press

Тем не менее, основной федеральный взнос был заморожен на 20 лет. В апрельском бюджете 2024 года правительство предложило выделить 41 млн канадских долларов (25,3 млн евро) в течение двух лет на «Программу поддержки спорта», Комиссию по будущему спорта в Канаде и общественные спортивные инициативы. Спортсмены также имеют доступ к прямой финансовой помощи через Программу помощи спортсменам, фонд в размере 40 млн канадских долларов (24,7 млн ​​евро) для поддержки более 1900 спортсменов, имеющих на это право. Некоторые, как Нэш, получают ежемесячные стипендии круглый год. Но даже в этом случае суммы мизерны. Если разделить эти 40 млн канадских долларов (24,7 млн ​​евро) составят примерно 21 000 канадских долларов (12 980 евро) на спортсмена в год, чего едва хватит на покрытие командных сборов Нэша и что это ниже официального порога низкого дохода в Канаде на 2023 год.

Вторым важнейшим столпом является частное финансирование, от корпоративного спонсорства до подработки. Однако большинству спортсменов найти спонсоров непросто. Такой бренд, как Red Bull, гораздо больше заинтересуется купальником Саммер Макинтош, чем костюмом Вайдеманна. Другие прибегают к краудфандингу, как это сделала женская сборная по регби, собрав 1 миллион канадских долларов (618 000 евро) на участие в соревнованиях в Англии.

Современный спорт высших достижений вышел далеко за рамки разовых тренировок. Соревнования мирового уровня теперь требуют двойных тренировочных дней, питания и физиотерапевтической поддержки, а также круглосуточного восстановления, что практически не оставляет времени на подработки. Тем не менее, многие спортсмены по-прежнему совмещают неполный рабочий день или даже полную занятость. Пилот бобслея Синтия Аппиа работает в бейсбольной команде «Торонто Блю Джейс», а её бывшая тормозная Дон Ричардсон Уилсон работает в исправительном учреждении.

Перейти в галерею

Ключевой источник финансирования, проект «Завладей пьедесталом», – целевые инвестиции в перспективных участников соревнований по медалям через Канадский олимпийский комитет, но даже он сократился. Только в BCS финансирование сократилось на 1,1 млн канадских долларов (680 000 евро) по сравнению с предыдущим олимпийским циклом, по словам генерального директора Киена Трана, который заявил, что его организация была «в нескольких неделях от банкротства», когда он возглавил её в мае 2024 года. Чтобы удержаться на плаву, BCS провела масштабные сокращения, вплоть до распродажи саней для балансировки. «Когда теряешь такую ​​сумму, вот тут-то и начинаются проблемы», – сказал Тран, подведя итог: «Нас так сильно сократили, что мы потеряли спонсоров и остались без денег. К сожалению, расплачиваются за это спортсмены».

Спортсмены также могут подать заявку на гранты Фонда совершенства Канады (COC Excellence Fund), который выплачивает медалистам 20 000 канадских долларов (12 360 евро) за золотую медаль, 15 000 канадских долларов (9 270 евро) за серебряную и 10 000 канадских долларов (6 180 евро) за бронзовую. В условиях этих финансовых ограничений сборная Канады всё же смогла блеснуть на Олимпиаде в Париже-2024, завоевав 27 медалей, в том числе девять золотых, что стало национальным рекордом для Игр, не бойкотированных. Хотя, как подчёркивает Нэш, успех, возможно, стал палкой о двух концах. Некоторые задаются вопросом, не притупили ли триумфы Канады необходимость реформ. Шумейкер категорически отвергает эту точку зрения.

«Канадские спортсмены феноменальны. Они раз за разом превосходят соперников, располагая гораздо меньшими ресурсами. Но это не оправдание их недостаточного финансирования», — сказал он. «Вдохновляет видеть, каких результатов они добиваются, имея такие скромные ресурсы, но это также вселяет в меня надежду. Представьте, чего мы могли бы достичь как спортивная нация, если бы нашли чуть больше инвестиций».

Майк Бартлетт, генеральный директор Канадской ассоциации баскетбола и сопредседатель парламентской фракции по летним видам спорта, сталкивается с той же проблемой. Его организация добилась всплеска общественного интереса и исторического возвращения своей мужской сборной на Олимпийские игры, однако её ресурсы по-прежнему не дотягивают до уровня мировых конкурентов. «Мы стараемся достичь финишной черты по-канадски, с упорством и энтузиазмом, и иногда этого достаточно. Иногда — нет», — сказал Бартлетт. «Деньги — самый простой аргумент. В 2005 году мой счёт за продукты был гораздо меньше, чем сейчас. Так почему же спорт должен стоить столько же?» — задался вопросом руководитель.

Источник