Президент МОК Кирсти Ковентри в Брюсселе призвала Европу к отказу от «политического вмешательства». Не вообще, конечно, а конкретно в допуске спортсменов к соревнованиям. Призвала и организаторов турниров проследить за ситуацией и «обеспечить всем спортсменам допуск». И вообще спорт – это «маяк надежды». Красиво сказала.
![]()
фото: olympics.com
Интересно, а как это выглядело? Подошла ли президент МОК Кирсти Ковентри к главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен: «Как поживаете, что скажете?». Или наоборот: глава – к президенту: «Как порешаем с нейтральными атлетами?». А может, обе на встрече в Брюсселе, сопутствующей заседанию Европейских олимпийских комитетов, просто расшаркались: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».
Как бы там ни происходило, но их встреча в Брюсселе была, состоялась на VII Европейском вечере спорта, который организовала ассоциация, объединяющая европейские национальные олимпийские комитеты. И ряд ведущих функционеров Европы, определяющих не только спортивные направления, а вообще все векторы в Европе, там тоже был. Приехали представители 49 национальных олимпийских комитетов и 300 участников из различных стран Европы. Заседание открылось приветственным словом президента ЕОК и члена исполнительного исполкома МОК Спироса Капралоса, а в качестве основного докладчика с речью к присутствующим обратилась как раз сама президент Международного олимпийского комитета Кирсти Ковентри. А еще с участием экспертов была панельная дискуссия под красивым названием «Больше, чем игра: роль спорта в сложные времена».
![]()
фото: olympics.com
Слова Кирсти Ковентри, которая выступала на заседании Европейских олимпийских комитетов и довольно решительно высказалась по поводу всяких санкций, уже разлетелись в информационном поле. Ковентри обозначила суть олимпизма, как она ее видит: «Любой спортсмен, команда и официальное лицо, которые имеют право на участие, должны получать возможность делать это без дискриминации или политического вмешательства».
Бдительность от правильности тезиса не теряем, отдадим должное работе адвокатов спикера, которые грамотно вставили в тезис связку «имеют право на участие». То есть в нашем случае – получившие право на нейтральный статус, что уже не «любой спортсмен». Но, в принципе, призыв к государствам-организаторам международных соревнований обеспечить доступ для всех прозвучал, что уже хорошо, так как с этим у наших спортсменов, даже получивших нейтральный статус, в Европе есть проблемы. И не получить сегодня визу или получить, но, когда поезд уже ушел, самолет улетел, это не редкость.
А вот личный пример – всегда вообще дело личное. Ковентри не раз уже (что в своих предвыборных речах на пути к должности президента МОК, что после того, как села в столь важное кресло) рассказывала: никогда бы она не стала двукратной олимпийской чемпионкой, если бы спортсмены Зимбабве получили бан. В Брюсселе уточнила: если бы «решили наложить на меня санкции, когда моя страна переживала кризис, я бы не попала на Олимпийские игры». И ее жизнь «была бы иной».
![]()
фото: olympics.com
И поэтому она будет «бороться каждый день», чтобы спортсмены мира «имели равные возможности». И призывает к спортивной демократии: типа – надо прислушиваться «ко всем голосам» и относиться к каждому из атлетов «с одинаковым уважением». Но демократию ведь каждый понимает по-своему?
Призыв к государствам-организаторам (и не только) в речи Ковентри прозвучал, да и мысли озвучила президент все хорошие. Еще и поэтично изложенные: «Спорт должен оставаться маяком надежды – местом, где люди могут собираться вместе в мирной обстановке». Только вот, когда нет имен, фамилий, явок, слова всегда остаются словами. Да, задают направление. Но и оно – такое: можно четко следовать, использовать хоть как-то или пропустить мимо ушей.
Наши спортсмены из водных видов спорта, дзюдо, фехтования, спортивной гимнастики (то есть в летних видах) начинают себя чувствовать уже на пути к возвращению прав. А зимние виды – как были сторонниками отторжения, так пока и остались. Суды с некоторыми федерациями, не допускавшими даже мысли о нейтральном статусе для российских спортсменов, выиграны, какие-то еще предстоят, но фактических изменений пока нет. Впереди – Олимпийские игры в Милане и Кортина-д’Ампеццо. А тот же допуск к квалификационному олимпийскому отбору от единственной крупной федерации – Международного союза конькобежцев (то есть фигуристов, конькобежцев и представителей шорт-трека) сделан по столь жесткому сценарию, что радоваться вообще не получается. И даже к участию в остальных международных турнирах спортсмены, участвующие нынче в отборе на Игры, автоматически не допускаются.
Фотогалерея
![]()
Кирсти Ковентри заменит Томаса Баха на посту президента МОК: фото двукратной олимпийской чемпионки
Перейти в галерею
Так что послевкусие от сказанного президентом МОК Кирсти Ковентри пока все то же: хотела бы что-то реально сегодня изменить для наших спортсменов, изменила бы. Приняла волевое решение. Не принимает (и совсем не важно, не хочет или не может, по рукам связана или по ногам) – значит, уж простите, кишка тонка. А посему та самая спортивная демократия будет и дальше работать, отвечая внутренним интересам, а не законам.
Но хотя бы теоретически мы, конечно, можем рассуждать и верить, что слова про «маяк надежды» – это все же подготовительная работа. И, если МОК все-таки включит в повестку заседания своего исполкома, который состоится 9-10 декабря в Лозанне, вопрос России, а членство Олимпийского комитета России будет восстановлено, то ограничения по допуску должны закончиться. Правда, и тут ключевым словом будет – «должны».