У многих россиян сейчас есть большой потенциал, чтобы дожить до 120 лет. И это не научная фантастика — это выдержка из выступления вице-премьера Татьяны Голиковой на пресс-конференции, посвященной старту регионального движения «За медицину здорового долголетия». По словам Голиковой, задача правительства РФ — увеличить ожидаемую продолжительность жизни, в том числе здоровой.
По официальным данным, самым «взрослым» долгожителем планеты стала Луиза Кальман из Франции. Она прожила 122 года и 164 дня. Жанна всегда жила на широкую ногу. Роскошная квартира, слуги, фехтование, охота — всё это для Кальман было будничным делом. Уже к 90 годам у Кальман не осталось наследников, и она заключила сделку с адвокатом Андре Раффре.
Юрист должен был ежемесячно выплачивать Жанне сумму до самой её смерти. Взамен она обещала завещать адвокату свою квартиру. Но вот незадача: Раффре умер гораздо раньше, в возрасте 77 лет…
В России средняя продолжительность жизни составляет сегодня 73,4 года.
«Мы прекрасно понимаем, что потенциал у каждого человека разный — кто-то стареет очень быстро, кто-то стареет медленно. У тех, кто стареет медленно, есть достаточно большой потенциал уже сейчас жить и до 100, и до 120 лет», — считает Голикова.
До этого главный внештатный специалист гериатр Минздрава России, член-корреспондент РАН, директор Российского геронтологического научно-клинического центра Пироговского университета Ольга Ткачева сообщала, что половина всех появившихся на свет младенцев имеет шанс дожить до 100 лет, при этом их долголетие будет зависеть не только от медицины, но и от социальной среды.
По мнению эксперта-геронтолога, для этого необходим комплекс мер: укрепление системы здравоохранения, борьба с хроническими и инфекционными заболеваниями, повышение доступности медицинской помощи, развитие гериатрической службы и здоровый образ жизни.
Насколько все это реально, когда расходы на здравоохранение в России составляют всего 3,7% ВВП? В рейтинге трат на здравоохранение Россия сегодня занимает 81 место.
Возникает естественный вопрос: какой интерес у государства, чтобы люди жили до 120 лет? И какой интерес людям жить до 120 лет? Действительно ли многие этого хотят? С таким вопросом мы обратились к сопредседателю Всероссийского союза пациентов, члену СПЧ при президенте, доктору медицинских наук Яну Власову.
— Интерес государства состоит единственно в том, чтобы выровнять демографическую ситуацию, потому что при нынешних тенденциях к 2050 году в России останется всего 70 миллионов населения. Но тут важнее другой вопрос: зависимость продолжительности жизни от качества жизни. Понятно, что человек стареет, дряхлеет, и качество его жизни падает.
«СП»: Время от времени начинаются разговоры о том, что ученые работают над новыми методиками продления жизни. Есть ли сегодня «таблетка от старости»?
— Такой таблетки естественно нет. Но во многих странах идут исследования в этом направлении с привлечением природных ресурсов. Но средства борьбы с естественным старением органов пока не изобретено.
«СП»: Во время недавнего визита президента России в Пекин Владимир Путин и Си Цзиньпин обсуждали бессмертие и вечную — как минимум до 150 лет —жизнь. Значит ли это, что в наших странах ведутся работы в этом направлении?
— Не могу исключить, что речь шла о каком-то совместном проекте, который действительно поможет продлить жизнь человека. Но как надолго — пока сложно сказать. Исследования в этом направлении идут во многих странах мира, но конкретных результатов нет нигде, — подытожил Ян Власов.
О заинтересованности государства в продлении жизни человека «СП» высказал свое мнение и геронтолог, доктор медицинских наук Юрий Серебрянский:
«Понятно, что государство заинтересовано в сохранении людских ресурсов. В 100 лет работать человек едва ли сможет, а вот смотреть за внуками и правнуками, пока более молодые члены семьи работают — это вполне реальная миссия. Но я считаю, что 120 лет — это малореальная цифра продолжительности жизни. Сегодня максимальный возраст, до которого могут дожить в России — 80−90 лет.
Дольше живут на Кавказе: там в пищу употребляют больше овощей и фруктов, горный воздух полезнее городского. А вообще, на продолжительность жизни влияет всего один фактор: генетика".
Какие еще факторы могу влиять на продолжительность жизни человека? И много ли тех, кто хочет дожить до 120? С таким вопросом «СП» обратилась к доктору медицинских наук, профессору, председателю правления Московского городского научного общества терапевтов Павлу Воробьеву.
— Я заметил одну тенденцию: чем дольше человек работает, тем он дольше живет. На мой взгляд, пенсия вообще должна быть не по старости, а по инвалидности. 50% пациентов, с которыми я работал, умирали в течение года после выхода на пенсию.
Они впадали в депрессию, их мучило одиночество, у них замедлялись все биохимические процессы в организме. Но говоря о продлении жизни, надо иметь в виду один факт: половина ранних смертей — от травматизма, отравлений, несчастных случаев, то есть от внешних причин. Так что долгожители всегда будут немногочисленны.
«СП»: Вы часто общаетесь с возрастными пациентами. Кто из них самый старший? И как он сам относится к своему долголетию?
— У меня были пациенты за 90 лет и даже один столетний. Встречал за свою медицинскую практику одного пациента в возрасте 110 лет. Задавал вопрос о настроении, мироощущении. Женщина, которой было 100 лет, ответила так: «В моей жизни очень мало радости».
«СП»: Вопрос и в том, как воспринимают в обществе столь возрастных людей…
— Органы могут позволить человеку прожить и до 100 лет. Но вот останется ли здоровой его психика? После 80 лет начинаются необратимые изменения, человек часто подвержен болезни Альцгеймера, Паркинсона, и в любом случае имеет определенные странности, назовем это так.
Вспомните Джо Байдена, который был вне времени и пространства. Да и сменщик его, остановивший 7 конфликтов, в свои 79, простите, вызывает массу вопросов у врачей разного профиля. Так что долгая жизнь — не всегда синоним счастья.