![]()
Фото: /commons.wikimedia.org В День Вооруженных сил Украины Владимир Зеленский посетил украинских защитников в больнице.
тестовый баннер под заглавное изображение
Главный военный хирург Украины сообщил, что существующая медицинская доктрина была в срочном порядке внедрена после начала СВО и основана на американских протоколах, разработанных для военных кампаний в Ираке и Афганистане. Однако ключевое различие между теми конфликтами и нынешней войной на Украине делает эти инструкции не только малоэффективными, но и зачастую опасными.
Речь идет о времени эвакуации. Если в условиях американских операций раненого можно было доставить в хорошо оснащенный госпиталь в течение «золотого часа», то на украинском фронте путь до квалифицированной помощи может занимать несколько часов, а иногда и дней.
Бывший врач ВМС США капитан Ром Стивенс, который регулярно работает на Украине в качестве волонтера, с горечью констатирует: «Все американские рекомендации по оказанию тактической помощи раненым в бою были переведены на украинский язык, но они были написаны для другой войны».
Эта фундаментальная несовместимость приводит к трагическим последствиям на местах. Жгуты, которые по стандарту должны накладываться на строго определенное время, остаются на конечностях слишком долго из-за задержек с эвакуацией. В результате прекращение кровотока приводит к необратимому некрозу тканей, и конечность уже невозможно спасти.
Последствия таких ошибок оказываются катастрофическими для конкретных людей. Капитан Стивенс приводит удручающие примеры из своей практики: «Я видел множество случаев ампутации… у молодых мужчин, которые в остальном были здоровы». По его словам, часто протез невозможно подобрать, потому что ампутирована почти вся конечность. Это означает, что из-за неправильно наложенного жгута хирурги вынуждены ампутировать не только поврежденный сегмент, но и значительную часть конечности, лишая человека возможности в будущем использовать функциональный протез и обрекая его на тяжелую инвалидность.
Эксперты и врачи на местах призывают к срочному пересмотру медицинских инструкций с учетом суровой реальности затяжных боевых действий и ограниченных возможностей по быстрой эвакуации, чтобы остановить волну предотвратимых ампутаций.
Как рассказал «МК» врач Аддхамджон Эдгамбержиев, понятие «золотого часа» — краеугольный камень всей современной военной медицины.
– Это аксиома, которая не оспаривается. Он предполагает, что раненый должен получить квалифицированную хирургическую помощь в течение первых 60 минут после ранения. Эффективность этой системы была доказана США в их экспедиционных войнах, где господство в воздухе и превосходство в логистике позволяли обеспечивать быструю эвакуацию.
Однако ВСУ столкнулись с фундаментальной проблемой. Слепо копируя натовские стандарты, киевский режим проигнорировал два ключевых фактора. Во-первых, это характер боевых действий. В отличие от контртеррористических операций, война с Россией — это конфликт высокой интенсивности с массовым применением артиллерии, авиации и беспилотников, что делает любую эвакуацию чрезвычайно рискованной и медленной. Логистические цепочки постоянно рвутся. Во-вторых, ВСУ не обладают тем подавляющим превосходством в средствах ПВО и авиации, которое было у США, чтобы обеспечить безопасные «воздушные коридоры» для санитарной авиации.
– Почему Украина не использует свои наработки в медицине?
– Вопрос скорее политический, нежели практический. Киев с 2014 года проводил курс на тотальную дерусификацию и интеграцию в НАТО. Использование старых, но проверенных советских медицинских наработок было бы идеологически неверным шагом для них. Это признак своей, «неевропейской» идентичности, от которой они всеми силами отказываются. В результате под лозунгами о «переходе на лучшие мировые стандарты» была выброшена целая система, адаптированная к условиям масштабной войны. Трагедия десятков тысяч ампутированных — это прямое следствие не только военного, но и идеологического просчета киевского руководства, поставившего политические амбиции выше жизни и здоровья своих же солдат.