![]()
Владимир Путин — с государственным трехдневным визитом в Киргизии.
Этот визит оказался более, чем продуктивным: российская и киргизская стороны подписали семь документов. Также Владимир Путин и Садыр Жапаров подписали совместное заявление об углублении отношений союзничества и стратегического партнерства.
В число подписанных документов вошли Протокол о внесении изменений в Договор между РФ и Киргизией о развитии военно-технического сотрудничества, Соглашение между правительством РФ и кабмином Киргизии о правовом статусе представительств компетентных органов по вопросам внутренних дел и миграции в обоих государствах.
Также Минэкономразвития РФ и Министерство экономики и коммерции Киргизии заключили Меморандум в сфере стратегического планирования.
Кроме того, 27 ноября в Бишкеке запланирован саммит ОДКБ.
Три дня государственного визита — срок большой. Какие вопросы в центре внимания? Российский президент уже ответил на этот вопрос во время переговоров.
«Особое внимание уделяем сотрудничеству в сфере безопасности. Размещенная в республике объединенная российская военная база является важным фактором обеспечения стабильности в регионе», — подчеркнул российский президент.
Некоторые эксперты обращают внимание на то, что после визита лидеров государств Центральной и Средней Азии в Вашингтон и «сделок» с Дональдом Трампом, Москва выступила с ответными шагами. В частности, 12 ноября во время визита в Москву Касыма-Жомарта Токаева в Москве был подписан Договор о стратегическом партнерстве между Россией и Казахстаном.
С чем связан нынешний визит Владимира Путина в Бишкек? Будут ли размещены на территории Киргизии американские базы? Останется ли российская военная база в Канте? «СП» попросила прокомментировать этот вопрос политолога, зам. директора Института стран СНГ, члена Совета по национальной стратегии Владимира Жарихина.
— Государственные визиты не происходят спонтанно, они готовятся долгое время. И у государственных визитов есть определенный график. Государственный визит — это не на злобу дня, это долгоиграющая стратегия.
Среди вопросов, которые обсуждались в Киргизии, был вопрос военного сотрудничества. Он был поднят не случайно, в городе Кант расположена российская авиабаза, ее перспективы тоже обсуждались.
Авиабаза России в городе Кант была открыта в 2003 году. Она — авиационный компонент Коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ. В настоящее время в состав объединенной российской военной базы в Киргизии помимо авиабазы входят еще четыре военных объекта.
«СП»: Во время визита лидеров стран Центральной Азии в Вашингтон там наверняка тоже обсуждался вопрос военного присутствия в регионе?
— Американская база была в Киргизии, и в аэропорту «Манас» из окон можно было видеть большое количество американских самолетов. Эта база существовала там с 90-х. Когда США вошли в Афганистан, она была так называемой «базой подскока» — перевалочным пунктом. Затем американцы вывели свою базу из Киргизии.
В Узбекистане американская военная база, кстати, тоже была ликвидирована. Наше военное присутствие в регионе остается.
«СП»: Саммит ОДКБ, видимо, тоже не случаен? Всё по расписанию?
— У нас нет сведений о том, что нынешний саммит ОДКБ был внеочередным. Хотя проблем накопилось достаточно много: это Афганистан, где неспокойно, власти контролируют территорию не полностью.
Есть столкновения между Афганистаном и Пакистаном, и все это — в непосредственной близости от республик, входящих в ОДКБ. Очевидно, проблемы безопасности стран Центральной Азии — тоже на повестке.
«СП»: Какие еще проблемы могли обсуждать в Бишкеке?
— Думаю, многое, начиная от параллельного импорта до проблемы борьбы с незаконным наркотрафиком, который идет из Афганистана, — подытожил эксперт.
Саммит ОДКБ привлекает внимание многих — и в России, и в Центральной Азии, и за океаном.
По словам помощника президента Юрия Ушакова, в закрытом формате участники саммита обсудят актуальные проблемы международной и региональной безопасности. На заседании в расширенном составе они рассмотрят приоритеты ОДКБ в следующем году.
Владимир Путин выступит с изложением плана российского председательства в 2026-м, которое будет проходить под девизом «Коллективная безопасность в многополярном мире. Единая цель — общая ответственность».
Вопрос о безопасности — и во время переговоров в Бишкеке, и на саммите ОДКБ — считают ключевым и другие эксперты. Военная авиабаза в Киргизии — один из главных форпостов России в Азиатском регионе, — полагает политолог, зам. директора Института стран СНГ Игорь Шишкин.
— Российская военная авиабаза в киргизском Канте — важный фактор российских геополитических интересов. Было время, когда в Киргизии были расположены и американские военные базы.
Стоило больших усилий избавиться от них. Для нас очень важно присутствие в Центральной Азии. Если мы оттуда уйдем — на наше место придут страны НАТО. Британия и европейские страны давно присматриваются к региону.
Если нас вытеснят оттуда — это можно будет считать геополитическим поражением. Такую цель ставил еще экс-президент США Джо Байден, но у него не вышло.
Не выйдет и у его «сменщика», этот регион традиционно — сфера стратегических интересов России. Поэтому отношения с республиками Центральной Азии для России были и остаются приоритетным.
«СП»: Наверняка во время переговоров президентов России и Киргизии обсуждался вопрос о мигрантах и миграции?
— Здесь России надо действовать гибко, с пользой для обеих стран. Еще при Ельцине возникли теории о том, что «мигрантоемкость» России в 2−3 раза превышает численность ее населения. Начался бесконтрольный завоз мигрантов.
Когда при СССР вы видели на улицах такое огромное количество мигрантов? Не было такого. Но сейчас вопрос «незаконной миграции» в обществе один из главных.
Мина, заложенная неразумной политикой в области миграции, а если точнее — полным отсутствием миграционной политики, может взорваться в любой момент, и ее надо срочно нейтрализовать.
Это значит, что вопрос с мигрантами надо решать в интересах и России, и Киргизии. Да и других стран региона — тоже.