![]()
Министр внутренних дел Эстонии Игорь Таро сообщил, что теперь республика будет выдавать эстонские паспорта уроженцам Псковской области.
Чиновник назвал это «устранением несправедливости», намекая на то, что Псковщина, а именно — приграничный район Печоры — это эстонская земля. Таро даже назвал имена нескольких псковчан, уже получивших эстонские паспорта.
Эстонию у Шведов купил за деньги (несколько тонн серебра) Пётр Первый. И «устранением несправедливости» было бы возвращение Эстонии в состав России, а не Печоры в состав Эстонии.
Но парадокс Таллина в том, что многие русские, проживающие в Эстонии и родившиеся там, имеют паспорта неграждан. И при этом гражданские права Таллин стал давать гражданам России, живущим за пределами Эстонии. Борис Ельцин в своё время называл подобную непоследовательность прибалтов «вот такой вот загогулиной».
![]()
В чём логика Таллина и какой смысл Эстонии претендовать на жителей Псковской области — об этом «Свободной Прессе» рассказал президент Российской Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
— В Эстонской прессе эта тема не особенно освещается, ей больше внимания уделила российская пресса. Печора — это старая история, я её помню еще по прошлому веку, по последним годам СССР.
Печора находится на границе в Эстонией, и в те годы печорские алкаши шли в Эстонию «поправить здоровье». Потому что в РСФСР был дефицит «лекарства», а в Эстонии дефицита не было. Рубли тогда были одинаковые и там, и там.
В советской Эстонии даже был единственный в Советском Союзе легальный стриптиз, и туда тоже ходили из соседней республики посмотреть, хоть было и дорого — 10 рублей (это примерно 10% от средней зарплаты тех лет зарплаты, — «СП»). Поэтому и сейчас в Эстонию ходят из Псковской области.
Когда Эстония стала независимой, она начала раздавать свои паспорта в Иван-городе Ленинградской области и в Печорском районе Псковской области. То есть по тем территориям, которые после корректировки границ 1945-го и 1956 года перешли к РСФСР.
Эти паспорта наши люди брали с удовольствием, потому что они выдавались бесплатно и без каких-либо обязательств на том этапе.
Но быстро это прекратили. Потому что эти территории — преимущественно русские. И в Эстонии побоялись, что будет русское доминирование в республике. И они даже русским, родившимся в Эстонии, перестали давать паспорта граждан.
Хотя у всего руководства Печорского района, включая тогдашнего главу района Анатолия Монтаровского, эстонские паспорта были. Им паспорта оставили, а для остальных — тему по-тихому замяли.
«СП»: Что изменилось сегодня? Русским в Эстонии паспорта граждан так и не дают, а русским в России эстонские паспорта раздают. Где логика?
— У вас неправильная постановка вопроса: «логика Эстонии». У Эстонии нет логики. Вы требуете логики от политического класса Эстонии, который даже не знает, что такое слово «логика».
Логично было, когда порт Таллина был перегружен товарами и грузами из России в 2006 году. Русский бизнес кормил Эстонию. Балтийские порты России ещё только строились, перестраивались, и всё шло через Прибалтику.
И сейчас, хотя у нас появились современные порты, через Таллин очень много можно было бы переваливать. Вот это было бы логично.
Но эстонские элиты и логика сегодня – две вещи несовместные.
Что касается раздачи эстонских паспортов на территории России — они таким образом демонстрируют своё влияние. Нашлись Вайдо и Майя (их имена без фамилий назвал Таро, — «СП»), им всунули паспорта. И теперь Таллину можно отчитаться в ЕС, что Эстония такая крутая.
«СП»: Эти Вайдо и Майя получат какой-то бонус от эстонского паспорта?
— Я так не думаю. Их особенно не ждут ни в Эстонии, ни в Португалии, ни в Женеве. Все же понимают, что на текущем этапе — это просто вербовка через паспорт. И даже никто не знает точно: их Эстония завербовала или, наоборот.
Если их завербовала Эстония, то у них теперь будут проблемы со спецслужбами России. Раз мы о них услышали, значит — они уже на контроле у ФСБ.
Им этот паспорт лучше прибить гвоздём к двери на внутренней части сортира. С чем я их искренне поздравляю. Эстонский паспорт протекает так же, как эстонская крыша.