тестовый баннер под заглавное изображение
Опубликованное на днях масштабное исследование World Inequality Report-2026, — третье в серии (2018, 2022, 2026), посвященное множеству аспектов разрывов в материальном положении населения Земли. Основной посыл – неравенство продолжает плавно расти во всех разрезах: как в доходном и имущественном, так и в климатическом и гендерном. Вообще, тему давно ведёт Всемирный банк: его ежегодные доклады не имеют конкурентов в глазах экспертов. Однако эта работа претендует на более высокую точность, поскольку, как указывают авторы, опирается на базу административных данных, включая налоговую статистику.
Хотя Россия отнесена в докладе к «средним» странам (с доходом €27,5 тысяч в год и имуществом на €94,1 тысячу по паритету покупательной способности на душу населения), проблема неравенства в РФ усугубляется, по оценке исследователей. Топ-10% граждан в среднем зарабатывают в 32 раза больше, чем люди из категории «бедных», куда входит 50% населения (в 1990-х коэффициент составлял 27). На топ-10% приходится 51% всех доходов, на 50% «бедных» — только 16%. А имущество распределено примерно так же, как и везде на планете: топ-10% контролируют 75% всей собственности, при этом 1% самых-самых богатых — 47%.
Между тем, существуют данные Росстата, согласно которым коэффициент фондов, отражающий разрыв между 10% россиян с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими, составил по итогам 2024 года 15,1. А, согласно новейшей информации, в 2025-м он сократился до 12,7 раза – это минимальный показатель за весь период статистических наблюдений с 2000 года. На одном «полюсе» зафиксированы зарплаты свыше 315 тысяч рублей, на другом, соответственно, – около 25 тысяч. Основным фактором сокращения неравенства аналитики называют рост заработных плат в нижних доходных группах, связанный, прежде всего, с дефицитом кадров в отраслях с традиционно невысоким уровнем оплаты труда.
-Неравенство можно посчитать двумя совершенно разными способами, – рассуждает в беседе с «МК» директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец. – Первый — это неравенство по капиталу, по накопленным активам, имеющим во многом виртуальный характер, в силу привязки к акциям. И второй — неравенство по доходам, то есть, сколько денег вы получаете в кассе предприятия или на банковскую карту каждый месяц. В этом смысле у меня есть вопросы к авторам «Доклада о мировом неравенстве-2026», при всём уважении к этим маститым ученым. В России по определению не может быть разрыва в 32 раза по доходам, как в какой-нибудь африканской стране, где люди обитают в глинобитных домиках с тремя стенами, похожих на автобусные остановки.
Статистически такое возможно только в одном случае – если засчитываются не только доходы, но и активы. Что, как я понимаю, и отражено в исследовании, «в одном флаконе», так сказать. Но цифры, относящиеся к неравенству именно по доходам (коэффициент фондов), там находятся в интервале от 10 до 15. То есть, не слишком отличаются от росстатовских за последние годы.