«Гондола и парусники» Василия Поленова и фотографии Леонида Кандаурова.
тестовый баннер под заглавное изображение
В день открытия выставки Наталья Поленова рассказала о других проектах, связанных с ее знаменитым предком, которые прошли в Самаре и Владивостоке. Оказывается, художник популярен в Латинской Америке, но об этом уже сообщил телеведущий Сергей Брилев, специализирующийся на данном направлении.
«Этот проект и камерный, и масштабный. Он охватывает такие персоналии! Каждый из учеников Поленова – основатель своего стиля и вписал свое имя в историю искусства. Тут охвачены взаимоотношения Василия Дмитриевича и его последователей. Мы это видим в их переписке и совместных путешествиях. И самое интересное – это переход от классической школы русского реализма к русскому модерну. Сам Василий Дмитриевич – академик, представитель классической школы русского реализма. Его ученики – уже представители модерна. А Константина Коровина называют первым представителем русского импрессионизма. Смешение стилей – интереснейшая тема, которую мы поднимаем пластами в ходе таких проектов», – сказала Наталья Поленова.
Более ста работ мастера, его учеников, современников, матери и жены предоставлены Третьяковской галереей, Русским музеем, Российским национальным музеем музыки, музеем-заповедником «Поленово», художественными музеями Ярославля, Воронежа, Рязани, Вологодской картинной галереей, Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и не только.
Поленов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, выступал за свободные творческие мастерские. Его учениками были Исаак Левитан, Константин Коровин, Абрам Архипов, Александр Головин, Илья Остроухов и многие другие. Не всех удалось представить на выставке в Суздале.
«Это личность без тени корысти и притворства, подвижник, любивший живопись и своих учеников просто за то, что они умели хорошо писать», – считает искусствовед Надежда Рыбалова.
Наталья Поленова открывает выставку. Фото
Василий Дмитриевич был не только учителем, но и духовным наставников, почти отцом для многих молодых художников. В его доме они собирались на «рисовальные вечера»,послушать музыку, помузицировать, устраивали театральные вечера.
Из переписки супругов Поленовых 1889 года мы узнаем: «Вчера у нас рисовало тринадцать человек, между прочим, и Врубель». По воспоминаниям Коровина собирались за столом, на котором разложены краски, кисти, палитра. Рядом – несколько мольбертов. Кто-то писал маслом и акварелью, кто-то рисовал цветными карандашами, кто-то позировал. Прерывались на обсуждения и споры. Коровин рано потерял родителей, и семья Поленовых отчасти их заменила. Однажды вместе со своим наставником он параллельно писал один и тот же пейзаж. Есть возможность их сравнить.
Первым учителем рисования самого Поленова была его мать, художник-любитель. В начале XIX века женщина не могла учиться в Академии художеств, но Мария Алексеевна посещала художественные курсы, занималась у Карла Брюллова. На выставке представлены ее оригинальные графические зарисовки, где изображены ее дочери и маленький Василий Поленов. Живописных работ сохранилось не так много. Из музея Поленова предоставили ее натюрморт с яблоком и виноградом. Мария Алексеевна посвятила себя семье, воспитанию детей, как позднее и жена е сына.
Наталья Васильевна Поленова, урожденная Якунчикова, принадлежала к купеческому роду, была косвенной родственницей Мамонтовых после второй женитьбы отца. Ему было пожаловано личное дворянство, которое не передавалось по наследству.
Семья Поленовых на картине Константина Коровина. «За чайным столом».
Наталья Васильевна тоже хотела быть художницей, но надо было заниматься хозяйством, растить детей. Одна из ее картин представлена в экспозиции. По эскизам Поленовой московские мастера производили мебель, пользовавшуюся популярностью. На выставке кое-что представлено, в частности небольшой шкафчик, напоминающий ларец. Когда дети выросли, Наталья Поленова к живописи не вернулась, но стала писать воспоминания о муже и его окружении.
Константин Коровин изобразил жену и сестру Поленова в своих работах. В частности, в представленных в Суздале «Настурциях» можно узнать Елену Дмитриевну, сестру художника. Рядом с подписью Коровина – интересная деталь, мячик на земле. Возможно, это свидетельство того свето-моделирования, которому учил его Поленов.
Экспозиция разместилась на двух этажах и напоминает арочные павильоны из легкой проволоки. Помимо картин здесь представлены архивные документы, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства, в частности блюдо, расписанное Поленовым, ноты. Для многих станет открытием то, что Василий Дмитриевич писал музыку. Она будет сопровождать путешествие по двум экспозиционным залам.
Музыкальные рукописи Василия Поленова.
Представлен приветственный адрес 1895 года, подписанный учениками Поленова после его ухода с должности в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Не все из почти 300 подписей удалось расшифровать. Известно, что среди тех, кто оставил автограф, – Юон, Жуковский, Сомов, Головин, Борисов-Мусатов.
Первое, что видит посетитель, – это картина «За кого меня почитают люди?» Василия Поленова 1900 года из цикла «Из жизни Христа». Этот вопрос занимал художника. Вся выставка словно ответ на него.
Во втором зале можно проследить путь Поленова в буквальном и переносном смысле. На своих полотнах он запечатлел красоту средней полосы России ( «Ранний снег», «Стынет», «Река Оять»), экзотические виды Ближнего Востока, куда отправился в сопровождении физика, астронома, друга семьи Леонида Кандаурова, сделавшего снимки во время путешествия. Представлены также работы армянского художника Егише Татевосяна, с которым Поленов ездил в Палестину в 1898 году.
На выставке много жемчужин. Это не только хорошо известный поленовский «Бабушкин сад», но и маленькая «Галилейская анемона», цветок из слез Афродиты и в тоже время диковинное растение, произраставшее на каплях крови Христа.
Наследие Поленова: полотна великого мастера и его учеников представлены в Суздале
Смотрите фотогалерею по теме