Кадр из фильма “Дом моей матери”. Фото: пресс-служба фестиваля.
тестовый баннер под заглавное изображение
В Доме кино, где проходил фестиваль, расположился мини-центр по проверке зрения, настоящий, не игровой. Проходишь мимо, тебя тут же приглашают зайти и провериться. Многие опасаются испортить себе настроение и идут мимо. Все как в современном кино. Хорошо бы знать правду, назвать вещи своими именами, но боязно.
Любопытно, что «Кинопроба» в первые три года своего существования ориентировалась исключительно на анимационное кино, что вполне объяснимо. Екатеринбург давно славится своей анимационной школой. Все, что произведено в мультипликации на Урале, стало брендом.
На доску почета определены — оскароносец, режиссер-мультипликатор Александр Петров, работавший на Свердловской киностудии художником-постановщиком около десяти лет, а также выпускник Свердловского архитектурного института, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля за мультфильм «Гагарин» Алексей Харитиди.
С 2007 года конкурс пополнился игровыми короткометражками, а еще через год — документальными. И тут можно вспомнить много славных имен, включая президента «Кинопробы» Алексея Федорченко, неординарно осваивающего неигровое и игровое кино.
В этом году удалось собрать фильмы из 47 мировых киношкол. География охватывает Казахстан, Киргизию, Армению, Беларусь, Израиль, Сербию, Китай, Болгарию, Хорватию, Бразилию, Германию, Японию, Францию, США – в общей сложности 21 страну. Это и в былые времена считалось хорошим показателем.
У «Кинопробы» есть одна особенность. Когда все жюри, игровое, документальное, анимационное, а есть еще студенческое, вынесут свой вердикт, их собирают, чтобы определиться с Гран-при. Главная награда одна на всех. И тут уж чья возьмет. Многое зависит от способностей председателей жюри убеждать.
В этот раз всех уложил на лопатки глава жюри игрового конкурса Борис Караджев, и Гран-при получила дипломная работа «Точка-тире» Калерии Котовой из ВГИКа. 26-минутный черно-белый фильм Калерии Котовой уже взял главную награду на недавнем 45-м вгиковском кинофестивале. И это не единственное совпадение, свидетельствующее о том, что качественного кино не так много.
Герой картины, восьмилетний мальчик, живет с бабушкой в коммунальной квартире. Идет 1943 год. Потеряв родителей, Саша перестал говорить. Спасает знание азбуки Морзе. К ним наведывается сосед, пожилой настройщик музыкальных инструментов дядя Миша. Мальчик с подозрением относится к старику в черном пальто. Он почему-то вызывает у него недоверие своей излишней любезностью. У настройщика — рояль из зала Чайковского.
Соседку сыграла Анна Синякина, многим запомнившаяся по «Ворошиловскому стрелку» Станислава Говорухина. Она повзрослела, набралась мастерства. Жаль, мало или не там снимается. Но в целом работа с актерами пока еще молодым режиссером не освоена.
Кадр из фильма “Точка-тире”. Фото: пресс-служба фестиваля.
Герои начинающих кинематографистов лишаются возможности говорить, не слышат. То есть, по мнению молодых, пришло время молчать. Вспоминается «Страна глухих» Валерия Тодоровского. Теперь у него появились наследники по прямой.
«Лучшим игровым дебютом» стала картина «Солнце упало и покатилось» Александры Соколовской из Московской школы нового кино. И там мальчик не говорит. Его мама ходит к врачам, но прогнозы неутешительны. Ребенок читает по губам, понимает язык жестов. Как скажет одна из героинь, может, и к лучшему, что он молчит. Студенческое кино перешло в режим тишины.
«Лучший неигровой дебют» — «Курьеры Камиллы» Екатерины Гостевой. На экране сплошные кружки и чат, где девушка Камилла, директор склада, координирует деятельность курьеров. А у них вечно все не так. Кто-то не ездит на велосипеде, хотя он есть, предпочитает пешую доставку. Кто-то не может найти парадное, а может, и не знает, что это такое, а потому отменяет заказ. У кого-то температура, а кто-то не готов работать больше восьми часов. Кому-то холодно и грозит выселение из квартиры. Кого-то ударили в кафе — случается и такое. И такая дребедень целый день.
Камиллу в итоге перевели на другую работу, поскольку она не справилась со своими обязанностями. Из финальных титров мы узнаем, что один из курьеров — бывший пилот гражданской авиации, и что за осень у курьеров украли три велосипеда.
На прошлогоднем Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд» была отмечена картина про французского курьера, которого сыграл реальный представитель службы доставки. Эта сфера все больше охватывает нашу жизнь и, соответственно, все больше проникает в кино.
«Лучший учебный игровой фильм» — «Анна-Максим» (режиссер Джонатан Хандельсман из израильского колледжа Сапир). Он и на вгиковском фестивале получил приз студенческого жюри. Это серьезная работа, достойная более опытного автора. Характеры яркие, актеры прекрасные. Большая редкость, когда студенты способны так с ними работать.
Это история про Анну, обычную женщину с ворохом проблем. Она ухаживает за пожилым отцом, страдающим деменцией, который все время ей мешает, срывает свидание с только что появившимся мужчиной. Анна злится на него и жалеет, плачет, когда отец говорит, что она для него навсегда будет ребенком.
Российский аналог жестче. Звания «Лучший учебный неигровой фильм» удостоена дипломная работа «Дом моей матери» Дарьи Гушан, представлявшей мастерскую документального кино Лендока. На экране — любительская кинохроника 2007 года, где все здоровы и счастливы на фоне новогодней елки. А потом наступит реальность в цвете. Бабушку определили в дом престарелых. Она рассказывает внучке по телефону, как ей там живется: «Терпимо, чисто, кормят, купают. Чего еще надо? Но все равно охота до Вали, до дома». Валентина, ее дочь, тут рядом.
У нее своя жизнь, работа. Звонки матери в рабочие часы раздражают. На берегу Байкала она поделится своими сомнениями. Что-то гложет душу, и она ищет оправдание тому, что отправила мать в дом престарелых. Там хорошо, как она считает. Ровесники рядом. Под присмотром всегда. Но такое ощущение, что Валентина и сама не верит своим словам. Это кино про свою семью. Документалистика поражает всякий раз своей готовностью обнажить всю правду, даже если она задевает самых близких людей. В финале среди благодарностей режиссер упоминает сиделку своей бабушки.