тестовый баннер под заглавное изображение
В День Героев Отечества, 9 декабря, в КЗЧ прошла мировая премьера сочинения «Реквием Незабытых» Валерия Воронова, сложно обозначить его жанр — неотъемлемой его частью было все происходящее: стихотворения поэтов, прошедших через войну, Константина Симонова, Бориса Пастернака, Расула Гамзатова, Юрия Левитанского, полотна художников-соцреалистов из Третьяковской галереи, фотохроника и видеоролик, конечно же, сама музыка прежде всего. Как упаковать это все в жанр — неясно, да и, может, не нужно. На представление, режиссером которого выступила Полина Агуреева, хочется вернуться по ряду причин.
Не каждый день в наше время появляется музыка, производящая впечатление столь сильное, мощное, яркое, тем более когда произведение посвящено войне. И здесь случилось настоящее чудо. На одной сцене сошлись маэстро Юрий Башмет и его Всероссийский юношеский симфонический оркестр, где среди оркестрантов немало ребят, учащихся еще в музыкальной школе, которые выступают наравне со старшими товарищами, уже студентами, и великолепные солисты. О чем эта музыка, юные музыканты-оркестранты прекрасно понимают, это не только слышно по тому, как они играют, а еще и потому, что тема не прошла мимо семьи каждого. Даже в буклете о сочинении, где указали всех участников концерта, есть раздел под названием «Бессмертный полк», где собраны фотографии героев всех семей: такое нечасто встретишь, если вообще найдешь в «программке». Великолепны были и артисты капеллы им. А. Юрлова, и оба солиста Николай Землянских (баритон) и Данила Князев (бас).
Выверенное и продуманное визуальное сопровождение концерта вызвало слезы. Вообще, сама режиссерская идея Полины Агуреевой заключалась в том, чтобы «не испортить музыку композитора». Сочинение состоит из четырех частей, и к первой половине подобрали иллюстрации художников-соцреалистов. Вообще, есть немало людей, кто при слове «соцреализм» невольно морщит нос, но очень зря: сейчас, в том числе, и Третьяковская галерея с недавно отгремевшей выставкой Александра Дейнеки возвращает народную любовь к тем мастерам, и работы, ставшие частью концерта, доказывают лишний раз, что среди соцреалистов немало блестящих авторов, например братья Ткачевы, Борис Угаров и многие другие. А Дейнеки, кстати, среди показанных на концерте работ нет, Полина Агуреева объяснила, что это вопрос правовой.
— Вторая часть произведения сопровождается графикой, — поясняет Полина Агуреева, — художники создавали рисунки во время войны или сразу после, третья часть — фотопортреты, на которые я не могу равнодушно смотреть: лица, которых уже нет, а так хочется, чтобы они вернулись с их человеческой простотой, верой.
К финалу четвертой части на экране появилось видео — ролик, который сделала Наталья Мартынова, будущий режиссер. Без слез смотреть его невозможно, видео соткано из фрагментов советских фильмов о войне, сильнее которых сегодня, пожалуй, вряд ли можно что-то найти по теме. Кадры идеально сочетаются с музыкой: вот прощание, перрон, уходящий поезд на фронт с солдатами, которые глядят на перрон, где остались их близкие. Многие видятся в последний раз, вот пехота, а вот плен…
Один из актуальнейших вопросов: почему режиссер не стала прибегать к трендовой нынче теме генерации нужного контента с помощью искусственного интеллекта?
— Я знаю, что это модно, но вопрос трудный. У меня есть один пример на эту тему: мне позвонили из одного заведения и попросили прочитать ненаписанные письма Рахманинова, сгенерированные ИИ. Единственное, что я смогла придумать для отказа, – я в ответ на просьбу спросила: «А у вас есть бабушка? Вы бы хотели прочитать письма, которые она не писала?» Поэтому я всячески пытаюсь избегать всего, что касается искусственного интеллекта. Да, мы работали с картинами, но картины — это сама жизнь, осмысление действительности».
Вернуться на эту музыкально-литературную программу хочется по еще одной причине: чтобы услышать более удачное прочтение поэзии наших великих авторов. То ли декабрь, как многие отмечают, действительно выдался тяжелым и чувствовалась усталость от прошедшего и воистину непростого года, то ли еще по какой-то причине, но не хватило внутренней силы (не надрыва с переходом на пафосное восклицание или крик!). Однако состав был блестящий — Ирина Купченко, Евгений Ткачук, Алексей Вертков и сама Полина Агуреева, заменившая Сергея Гармаша в этот вечер, – поэтому уверенность в том, что в следующий раз концерт без жанра прозвучит в разы мощнее, не беспочвенная. Хотя слукавим, если не отметим, что по-настоящему блистала Ирина Купченко, великолепный чтец, знаменитая мастерской сменой тембра, сменой эмоциональных состояний, ее прочтение любого стихотворения будет понятно даже тем, кто не говорит по-русски: чувственный план она всегда доносит мастерски.