![]()
В начале декабря в Академии наук состоится заседание, на котором будет обсуждаться амбициозный проект по переброске воды из двух северных рек — Печоры и Северной Двины — в регион Донбасса.
Повороты рек — идея не новая. Это хотел сделать ещё Никита Хрущёв, но в то время не хватало технологических возможностей. Затем Юрий Лужков продвигал идею естественного, речного экспорта воды в Среднюю Азию. Но на тот момент экологи забили тревогу, заявляя, что это может нанести непоправимый ущерб природе.
Сегодня мнение экологов уже не столь однозначно. «Свободная Пресса» обратилась к двоим природоохранным специалистам, которые высказали противоположные мнения.
Замдиректора по науке Мурманского морского биологического института Михаил Макаров полагает, что эксперименты с реками очень опасны:
— Переброска Северной Двины в Донбасс — странная идея. Такие идеи ещё при Советском Союзе обсуждались, но уже тогда отказались от них.
«СП»: Почему?
— Я думаю, что все такие вещи полностью меняют экосистему. Воду куда-то дать — это не краник повернуть. Меняется всё, включая климат. Я думаю, что в Академии наук люди умные, и они не пойдут на большие риски. Обсудят и решат, что этого делать не надо.
«СП»: Как переброска рек может повлиять на климат?
— Одни районы будут обезвожены, а другие испытают повышенную влажность. Это не приведёт ни к чему хорошему, — сказал «Свободной Прессе» Михаил Макаров.
Эколог, инженер-физик, член экспертных советов ОНФ Илья Рыбальченко высказал другое мнение:
— Когда на войне солдат идёт в атаку — у него огромные риски. Но в этом и заключается отличие культурного кода россиян от европейцев. Европейские экологи думают о рисках. А мы просто исполняем долг ради своей страны и своих друзей. Поэтому если Донбассу нужна вода — следует ей дать влагу независимо от экологических последствий.
«СП»: Но зачем копать от Северной Двины, когда рядом с Донбассом Дон и Днепр?
— Когда в Америке вышел фильм «Спасти рядового Райана» — это кино в этой стране никто не понял. Зачем спасать одного единственного? А в Европе до сих пор не поняли, зачем партизаны воевали бесплатно.
И ваш вопрос из той же серии. Этот вопрос вывешивает на одну чашку весов человеческие жизни, а на другую — целесообразность. Это — вопрос ценностей. А у нас нет иных ценностей, чем помощь своим гражданам, если мы граждане своей страны.
В вашем вопросе есть посыл, что есть вещи более важные, чем помощь близкому. А их нет, и экологии в этом вопросе нет. Если люди в беде — их нужно спасать. Брать лопаты и перекапывать реки, чтобы дать им воду.
Людям вода нужна сейчас. И выбирать мы будем то, что можно сделать быстро. А когда мы победим в СВО, то мы примем более рациональные решения и с точки зрения логистики, и с точки зрения экологии. А пока нужно встать плечом к плечу и копать.