![]()
Фото: kremlin.ru
тестовый баннер под заглавное изображение
— Стив Уиткофф после переговоров сразу полетел к Трампу в США, потому что то, что было проговорено в Кремле, не требует участия третьих сторон: ни Евросоюза, ни Украины, — говорит профессор Марат Баширов. — Помощник президента России Юрий Ушаков сказал, что переговоры были секретными, хотя повестка была известна. Почему они секретные? Потому что есть несколько развилок, и предполагается, что в случае каждой из них есть план совместных действий России и США.
По мнению политолога, ключевой вопрос сейчас: кто в Киеве подпишет капитуляцию?
— Или частичную капитуляцию, как я ее называю. На мой взгляд, там возможны четыре варианта. Первый: Зеленский подписывает и уходит в отставку. Полномочия передаются Верховной Раде. Второй вариант: Зеленский не подписывает и уходит в отставку. Третий вариант: Зеленский подписывает и остается. Четвертый вариант: ничего не подписывает. И каждый из этих вариантов тянет за собой определенный алгоритм.
Как говорит профессор, очень важный вопрос, а что должен подписать Зеленский, если он не является легитимным президентом Украины?
— Единственное, что он может подписать, согласившись в общих чертах с планом Трампа, — это приказ об отводе войск из четырех областей, которые были включены в перечень субъектов РФ в Конституции. То есть отвод войск за границы Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Мы не можем знать всех подробностей договоренности, но я исхожу из Конституции, Основного закона страны.
Как говорит политолог, понятно, что какая-то часть националистов может взбунтоваться, чтобы наработать себе политический капитал.
— Но основные регулярные войска ВСУ, на мой взгляд, встанут и уйдут. Вот это Зеленский может сделать, а дальше опять-таки возникают развилки. Международные договоры между Российской Федерацией и Украиной должны быть подписаны со стороны Украины тем, кого мы признаем легитимным. Один из вопросов, который обсуждается сейчас на переговорах между Россией и США, — это проведение на Украине выборов в течение трех-четырех месяцев. Чтобы к лету у них появились уже полноценные органы власти: и президент, и Верховная рада. Вот в чем основной итог договоренностей.
Важным моментом профессор считает присутствие на переговорах в Кремле зятя Трампа Джареда Кушнера.
— Он не занимает никакую государственную должность, но при этом, как мы знаем, Джаред Кушнер был в составе переговорной группы по Ближнему Востоку. Очевидно, что Трамп, как любой предприниматель, все перепроверяет, то есть у него должен быть кто-то, кому он верит, а это муж его любимой дочери Иванки. На мой взгляд, задача Кушнера была наблюдать за фоном, за атмосферой.
Как говорит политолог, списки участников встречи всегда согласовываются двумя сторонами.
— И наша сторона сделала, на мой взгляд, просто шикарный ход, согласившись с присутствием Джареда Кушнера на встрече, несмотря на то что он неофициальное лицо. Трамп его «обкатывает». Для Джареда Кушнера это, конечно, огромный опыт. В течение пяти часов он наблюдал за очень сложными переговорами. И он сейчас будет передавать Трампу атмосферу. Когда есть сложные развилки, крайне важным фактором является доверие. Все знают, что мы неуступчивые, но также знают, что, если президент Путин что-то пообещал, он будет этого придерживаться.
Профессор обращает внимание на то, что отдельный блок переговоров был посвящен будущему экономическому взаимодействию России и США. Помощник президента России Юрий Ушаков констатировал, что потенциал и возможности здесь огромные, но, если мы действительно хотим сотрудничать, нужно проявить реальное стремление к этому, как в Москве, так и в Вашингтоне.
— Я уверен, что Уиткофф прилетит к Трампу и суть его речи будет примерно такой: мы обсудили 30 вопросов, по 27 русские согласны, а по трем уперлись. Но вот эти 27 пунктов для нас прямо крайне выгодны. И они там посмотрят, что выгодно. Я думаю, что глава РФПИ Кирилл Дмитриев постарался, и Уиткофф приедет с очень серьезными аргументами.
— Госсекретарь США Марко Рубио в интервью Fox News заявил, что ключевой предмет спора в переговорах по урегулированию на Украине — 20% территории ДНР, которые остаются под контролем ВСУ.
— Здесь мы не отступим.
— В Киеве тоже могут упереться.
— Там же тоже есть несколько градаций: отошли и продолжают считать это своей территорией. Отошли и чертят границу заново. И таких вариантов много. Тут ключевой момент — это согласие между Россией и США по принципиальным вопросам, а по территориям — исходя из того, что сказал Рубио. А он фактически обесценил позицию Украины: «То из-за чего они буквально сейчас спорят, — это пространство примерно в 30-50 километров и 20% Донецкой области». (Остаются не занятыми Россией. — Авт.). По-простому Рубио говорит, что это небольшая площадь для остальной территории Украины, и что тут, мол, упираться? Он не берет во внимание ни исторические, ни экономические, ни политические последствия такого решения. Это крайне важно, потому что это позиция Трампа, которую транслирует Рубио. Трамп видит миллиарды за капитуляцией, мы видим историческую миссию нашего поколения для России.
— Как все-таки убедят Украину «отдать» эти территории?
— Всю Украину не убедить, там разные силы, но Зеленского могут заставить принять это решение с вариациями: остаться, не остаться. Тут достаточно рычагов. Взять ту же стремительную отставку Ермака. На мой взгляд, это произошло не потому что они испугались обысков, а потому, что, очевидно, посол Соединенных Штатов на Украине зашла в кабинет Зеленского и сказала, мол, слушай, будет вот так… Или Зеленский зашел к ней.
Политолог обращает внимание и на ситуацию с Тимуром Миндичем, который после коррупционного скандала сбежал в Израиль.
— 1 декабря суд на Украине заочно арестовал Миндича по делу о коррупции в энергетике. Он был объявлен в розыск. Розыск — это Интерпол. Силовики в Израиле, если будет запрос от украинского НАБУ о его допросе, могут это организовать. А если еще ФБР потребует выдачи Миндича, то они выдадут его американцам.
— Это еще один рычаг давления на Зеленского?
— Миндич знает гораздо больше, чем было на «пленках». Потому что не все записывалось.
— Миндич сдаст Зеленского?
— Если Зеленский сдает своих соратников, зачем этому парню без высшего образования упираться рогом? Кому хочется попасть в тюрьму в Гуантанамо?
Наш собеседник объясняет, почему Зеленский улетел в Париж, а потом в Ирландию.
— На мой взгляд, в Ирландии Зеленский встречался с премьер-министром Великобритании Стармером. В Лондон Зеленского дергать не стали. Как встречаться с коррупционером? Встреча была на явочной квартире в Ирландии. В Дублине была организована «операция прикрытия». Зеленский выступил перед ирландскими парламентариями. Они ему поаплодировали. Глупость полная, конечно. Но вот так работают разведки.
— Какие установки могли дать Зеленскому?
— А вот это большой вопрос. Британцы запустили Залужного в Киев. (Как сообщил бывший депутат Верховной рады Владимир Олейник, экс-главнокомандующий ВСУ, а ныне украинский посол в Великобритании Валерий Залужный вернулся на Украину на каникулы вместе с супругой. — Авт.). И через два дня в Черном море произошли подрывы танкеров, которые под флагом Гамбии следовали в порт Новороссийска. (Потом была совершена атака на российский танкер Midvolga-2, который перевозил подсолнечное масло).
Как говорит наш собеседник, таких совпадений не бывает. Дерзкие атаки хотели связать с Залужным.
— На мой взгляд, раскручивается рейтинг Залужного. Чтобы на фоне сдачи территорий он выглядел этаким крепким и зубастым.
Президент Владимир Путин перед переговорами со спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом пообещал, что Россия в ответ на удары со стороны Киева по танкерам в Черном море расширит удары по портам Украины и по заходящим в них судам.