![]()
Точка в переговорах США и Украины по мирному плану так и не поставлена. Берлинский саммит, от которого ждали снятия всех острых вопросов, надежд не оправдал. Несмотря на заявления Стивена Уиткоффа о «значительном прогрессе», ключевое политическое разногласие Вашингтона и Киева — судьба Донбасса и Новороссии — осталось нерешённым.
По данным Axios, наибольший прогресс был достигнут именно в обсуждении гарантий безопасности для Украины. США согласились предоставить Киеву гарантии в рамках будущего мирного соглашения, при этом подчёркивая их временный характер.
Американские чиновники прямо заявляют: предлагаемые гарантии «не будут действовать вечно». Это принципиальный момент, отражающий позицию администрации Дональда Трампа: Вашингтон не готов брать на себя бессрочные обязательства по защите Украины, сопоставимые со ст. 5 Североатлантического пакта.
Хотя бы потому, что это стоит очень больших денег, а Трамп считать деньги любит и умеет. Ведь Украина хочет пользоваться военной инфраструктурой НАТО, ничего не платя за нее. А все члены альянса платят, в том числе за содержание военных штабов (в Норфолке и Монсе) и региональных командований (в Неаполе и Брюнсюме). Эти траты составляют почти €3 млрд, и сумма ежегодно растет.
Для Украины именно этот переговорный трек стал пространством вынужденного компромисса. По данным Associated Press, Владимир Зеленский допускает отказ от заявки на вступление в НАТО. Но взамен на берлинском саммите Зеленский потребовал фактических гарантий безопасности, близких по содержанию к натовским. Эти требования абсолютно неприемлемы для Москвы.
При этом, по данным Associated Press, Россия уже пошла на огромную уступку в «блоковом» вопросе. Она дала понять, что не возражает против вступления Украины в Евросоюз в рамках будущего соглашения. Фактически, это альтернатива членству в НАТО. Американские чиновники называют это потенциально «гигантской уступкой», хотя признают, что Россия и ранее не выступала резко против евроинтеграции Киева.
А вот вопрос российских активов в Берлине фактически не обсуждался. Канцлер Германии Фридрих Мерц на итоговой пресс-конференции обтекаемо заявил, что активы России в национальных депозитариях стран Евросоюза (Euroclear, Clearstream, OeKB CSD и другие) останутся замороженными «надолго». Россия не получит к ним доступ «в обозримом будущем», заявил Мерц. Правда, и Украина тоже: использование этих средств возможно только при коллективном разделении рисков между странами Евросоюза. А пока до этого очень далеко.
На этом фоне именно территориальный вопрос стал точкой расхождения сторон. Axios и Wall Street Journal, ознакомившись с ходом и результатами берлинских переговоров (хотя они и были секретными) пишут, что США не хотят отступать от своих первоначальных предложений. А это подразумевает вывод ВСУ из части Донбасса, создание демилитаризованной зоны… и последующее политико-административное решение, формат которого пока не определён.
США, правда, подчёркивают, что окончательное решение должна принять Украина, снимая с себя политическую ответственность за территориальные уступки. Однако, по информации всех западных источников, киевский режим пока отказывается принять ключевое предложение США по Донбассу. А без этого дальнейшие переговоры, даже если и продвинутся, останутся безрезультатными.
Так что фундаментальные разногласия, как оказалось, невозможно закрыть в ускоренном режиме — а переговоры в Берлине прошли всего за 2 дня. Зато их реальным итогом стало абсолютное признание бесполезности Евросоюза. Именно США координируют треки безопасности, территорий и контактов с Москвой, а европейцы выполняют роль обслуги. По данным Reuters, команда Трампа при необходимости готова в любой момент снова отправиться в Россию на новые переговоры.
Следующий этап переговоров пройдёт в Майами, где рабочие группы США и Украины с участием военных будут «изучать карты», образно пишет Axios. Европейцев на новый саммит ожидаемо не позвали, потому что даже в Берлине на переговорах они не играли никакой сколько-нибудь заметной роли. Канцлер Мерц даже не присутствовал на саммите — его просто выставили за дверь спецпредставители Трампа.
Зато Мерц отличился потом, призвав Украину и Россию к Рождественскому перемирию 25 декабря. Видимо, ему никто не объяснил, что в православном и католическом мире Рождество выпадает на разные даты. А может, таким образом хотел заморозить российское наступление на две недели — с 25-го декабря по 7 января. Удивились даже на Украине: Мерц всех считает идиотами?