Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Жена Зорге не догадывалась о его настоящей профессии: в Москве вспомнили великого разведчика

Жена Зорге не догадывалась о его настоящей профессии: в Москве вспомнили великого разведчика

Рихард Зорге. Фото: German Federal Archives

тестовый баннер под заглавное изображение

4 октября исполнилась 130-я годовщина со дня рождения выдающегося разведчика, Героя советского Союза Рихарда Зорге. В приветствии, которое направил участникам конференции замначальника Генштаба ВС РФ, начальник Главного управления Генерального штаба адмирал Игорь Костюкова отмечено, что Зорге в сложнейших условиях, с риском для жизни добывал ценнейшие сведения о противнике, которые имели стратегическое значение для Советского Союза. Необходимо сохранить величие подвига Рихарда Зорге и его соратников», – отметил главный военный разведчик.

Своими воспоминаниями о встрече в Японии в 90-е годы с Исии Ханако, которая была гражданской женой Зорге, рассказал первый замначальника информации Главного управления Генштаба, Герой России генерал-лейтенант Александр Зорин.

– В разведке без мистики не бывает, – сказал он. – Ровно 81 год назад, 7 ноября (1944 года) остановилось сердце Зорге, когда он был казнён в тюрьме. Это легендарная личность с точки зрения разведки. Он вошёл в ТОП-100 личностей Японии за 20 век. Перешагнул линию, после которой разведчик превращается в стратега. Всегда старался оценивать события с точки зрения геополитики. До сих пор перечитываю донесения Зорге.  Он старался так подавать сведения, чтобы из мозаики донесений складывалась правильная картинка, по которой можно было принять правильное решение.  

Зорин напомнил такой факт: письмо, которое Зорге написал в тюрьме японскому следователю, который вел его дело, тот затем передал по наследству своим детям. И говорил, что был необыкновенно впечатлен интеллектуальным потенциалом и харизматичностью Зорге. 

Рассказал Зорин и о встрече в Японии с гражданской женой Зорге Исии Ханако. В 1998 году ей назначили пенсию: раз в квартал она получала тысячу долларов в японском эквиваленте.

– После начала работы в Токио, – рассказал Зорин, – тогда я был помощником военного атташе, я встретился с Исии Ханако. Меня предупредили, что звонить надо дня за три до мероприятия, чтобы она успела сходить в парикмахерскую, подобрать красивое кимоно, сделать маникюр.

«Какой хороший у вас японский», – сразу же сказала она мне при встрече. И добавила, что Зорге отвратительно говорил по-японски. А затем призналась, что до дня гибели Рихарда не знала, что он имеет отношение к разведке. Лишь однажды он пришел домой выпивши, она его раздевала и успела разобрать несколько слов, которые он пробормотал в полузабытье: «Будет плохо, иди в советское посольство».

Когда Исии Ханако скончалась в 2000 году, она лежала в гробу, а в руках у нее был большой портрет Зорге. Это полностью разрушало обычный траурный японский протокол. И было ощущение, что и Зорге был кремирован с гражданской женой.

Источник