![]()
Депортированных из Польши украинцев отправляют в 80-ю десантно-штурмовую бригаду ВСУ и шлют на передовые позиции в районе Садков Сумской области.
«Восьмидесятую отдельную десантно-штурмовую бригаду начали доукомплектовывать депортированными из Польши гражданами Украины. Прямо из пропускного пункта они отправляются в учебный центр под Луцком, после чего на передовые позиции в районе Садков», — рассказал источник в российских силовых структурах.
Неужели началось? Вообще-то о том, что Запад будет высылать украинцев, когда у ВСУ закончится «пушечное мясо», говорят давно, однако пока это были только рассуждения.
Отдельные случаи отмечались в США, но Европа до этого не шла на подобные шаги. Неужели так прижало? Или это опять же отдельные случаи и в Польше, которая никогда не отличалась особой толерантностью к украинским беженцам?
Может, это знак Зеленскому о том, что нужно продолжать сражаться или напротив, принять мирный план?
— Как я вижу ситуацию, это элемент сразу нескольких процессов, — говорит политолог, председатель Крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— Во-первых, это свидетельство растущего дефицита личного состава у ВСУ: Киев вынужден искать «мясо» даже среди тех, кого Польша высылает, что говорит об исчерпании внутриукраинских резервов.
Во-вторых, это может быть рассчитано на оказание давления на Зеленского. Демонстративное «доукомплектование депортированными» — своего рода публичный сигнал: Запад (в данном случае — Польша) уже выполняет часть тяжелой работы, предоставляя Киев рабочую силу и людей для фронта.
Это даёт Киеву больше стимулов принять «дорожные карты» западных лидеров (включая планы Трампа), потому что Запад самоотверженно участвует в мобилизации ресурсов, но не может бесконечно закрывать дыры без разделения бремени.
Также важно понимать, что внутри Польши между президентом и премьером существует дискуссия о размерах и масштабах помощи, предоставляемой Варшавой Украине и украинским беженцам.
«СП»: Почему Польша? У нее особое отношение к украинским беженцам?
— Часть украинцев в Польше — это беженцы, но для польского политического истеблишмента важно контролировать этот поток и превратить его в ресурс, а не просто обузу. Но не все украинцы работают, ведь есть и те, кто сидит на пособии. Депортации и мобилизация дают Польше дополнительные козыри при переговорах с Киевом и ЕС.
Вместе с тем для Польши поддержка Украины — это не только современная политика, но и символическая территория: роль «защитника» Украины совместно с НАТО выгодна ей как геополитическому игроку, но не реагировать на недовольство поляков содержанием украинцев власти Польши не могут.
«СП»: Это касается всех мужчин призывного возраста? А женщин не планируют депортировать?
— Если какая-то украинка будет дебоширить на улицах Варшавы — её депортируют, но явно не призовут в ВСУ. Речь же о массовых депортациях, как я понимаю, сейчас не идёт. Это всё показательные акции, имеющие внешние и внутренние причины.
«СП»: Пока только из Польши — а дальше отовсюду? Станет ли это массовым явлением?
— На сегодняшний день этот процесс не будет массовым.
«СП»: Много ли «мяса» ЕС может поставить Зеленскому? На сколько месяцев или лет войны хватит?
— Эти вопросы не имеют ответа. Во-первых, неизвестно точное количество украинцев в ЕС. Во-вторых, нет данных персонально о мужчинах призывного возраста. В-третьих, в вопросе экстрадиции украинских призывников нет общей позиции внутри Европы.
— В Польше больше украинских беженцев, чем в любой другой стране Евросоюза, — отмечает политический аналитик Кирилл Озимко.
— Это накладывается на то, что в польском обществе сильны националистические настроения, есть некоторая доля неприятия и надменного отношения ко всем восточным соседям.
Также есть исторические разногласия с киевским режимом по поводу бандеровцев.
К тому же летом текущего года выходцы из Украины устроили беспорядки во время музыкального концерта, достали даже бандеровские флаги, что вызвало скандал в польском обществе. И именно это событие стало отправной точкой депортации украинцев из Польши.
«СП»: По сути людей отправляют на смерть. Как это сочетается с «гуманитарными принципами» Евросоюза?
— Когда дело касается войны против России, русского языка и культуры — все принципы исчезают.
Они готовы воевать руками украинцев до последнего украинца, наивно рассчитывая, что это хотя бы минимально ослабит Россию.
«СП»: Другие страны ЕС начнут высылать украинцев? Какие? Когда?
— Пока сложно сказать, кто кроме Польши может начать такие массовые депортации. В других странах ЕС отношение к украинцам другое — нет исторических обид и более толерантное отношение к мигрантам в целом.
Но если оценивать вероятность, то теоретически могли бы высылать украинцев, скорее, «младоевропейцы» — Словакия, Чехия, Венгрия, Румыния. Западная Европа — куда менее вероятно.
«СП»: Почему сейчас? Нет ли тут попытки подтолкнуть Зеленского к принятию плана Трампа? Или напротив, поставляя ему «мясо», мотивируют сражаться?
— Насколько есть информация, счет депортированных украинцев в текущем году из Польши идет на сотни, даже не на тысячи. При нынешних раскладах не думаю, что депортация приобретет массовый характер. Отправляют только тех, кто-либо нарушил правила пребывания в ЕС, либо совершил какие-то противоправные действия.
Но ситуация может измениться, если будут приняты решения по поводу призыва украинцев в ВСУ из стран Европы.
Эта тема обсуждается уже несколько лет между Киевом и Брюсселем, но пока это так и не было принято.
Если это будет принято, тогда вполне вероятны массовые депортации мужчин призывного возраста по запросам из ТЦК для мобилизации.
Европейские службы будут передавать им повестки с обязательством явиться на родину, и в случае игнорирования будет грозить депортация.