![]()
Дональд Трамп поддержал подготовленный в Конгрессе США законопроект о введении 500-процентных импортных пошлин для стран, ведущих бизнес с Россией. Соответствующие меры, по словам американского лидера, «вполне его устроят».
«Республиканцы продвигают законопроект, который очень мощен, он вводит санкции для любой страны, которая ведет дела с Россией», — заявил президент журналистам перед тем, как 16 ноября покинуть Флориду и вернуться в Белый дом. Также, по мнению Трампа, к этому списку можно еще добавить Иран, сообщает Bloomberg.
Речь идет о законопроекте, предложенном сенаторами-русофобами Линдси Грэмом и Ричардом Блюменталем в апреле. Он предусматривает введение 500-процентных пошлин на импорт из стран, которые покупают у России нефть, газ, уран и другие товары, но при этом не оказывают активной поддержке Украине.
По замыслу авторов инициативы, подобные меры будут способствовать снижению экономической выгоды от сотрудничества с Москвой и заставят эти государства пересмотреть свою внешнеторговую политику.
Законопроект поддержали более 80 сенаторов из 100 — как республиканцы, так и демократы.
При этом Трамп в июле на встрече с генсеком НАТО Марком Рютте признал, что не видит смысла в 500-процентных пошлинах, поскольку «пошлины размером в 100% будут выполнять ту же функцию».
Затем последовала встреча президентов США и России в Анкоридже. А позже Сенат, как писал Bloomberg, «поставил на паузу» рассмотрение инициативы как минимум до встречи Дональда Трампа и Владимира Путина в Будапеште — которая в итоге была отменена.
«Мне показалось, что мы не доберемся до того места, куда должны были добраться. Поэтому я отменил ее. Но мы сделаем это в будущем», — объяснил глава Белого дома.
И вот теперь наш порывистый и противоречивый американский «партнер» вновь грозится применить санкции к тем, кто сотрудничает с Россией.
При этом неясно, идет ли речь только об Индии, Китае, Иране, или же страны ЕС, продолжающие закупаться российским газом, тоже попадут под раздачу. Опять же, вопрос: будут ли Штаты накладывать санкции на самих себя за то, что за первое полугодие текущего года увеличили импорт обогащенного урана из России на 62%.
Между тем, в российском внешнеполитическом ведовстве уже заявили, что потенциальное введение США 500-процентных пошлин в отношении стран-импортеров российских энергоносителей будет нарушать международное торговое право и вряд ли окажет влияние на торгово-экономическую политику ключевых партнеров России.
«Оперативно заместить такие объемы нефти и природного газа на мировом рынке не получится, учитывая процессы цифровизации, которые требуют еще большего количества ресурсов», — пояснила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Однако во всей этой истории обращает на себя внимание тот факт, что никаких санкций по отношению к Украине, разворовывающей, как выяснилось, уже много лет деньги американских налогоплательщиков, Трамп не применяет.
Более того, про коррупционный скандал, связанный с фигурой бизнесмена Тимура Миндича, которого называют «кошельком» Зеленского, Белый дом и американские СМИ вообще молчат.
А это, как выразился глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), спецпредставитель президента РФ по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев, «редкий случай, когда Белый дом сохраняет молчание».
Прокомментировать неожиданное намерение Трампа поддержать русофобский законопроект «СП» попросила руководителя направления дипломатических исследований Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, политолога Александра Боброва.
— Уже не в первый раз Дональд Трамп заявляет о своем желании вводить такие «обезоруживающие», «баснословные» виды санкций, как он их окрестил. Подобного рода заявления мы слышали еще летом, накануне саммита в Анкоридже, когда он давал те знаменитые 50 дней — мол, если до 3 сентября конфликт на Украине не будет урегулирован, то против России и ее торговых партнеров будут введены «очень жесткие» пошлины. А потом под разными предлогами в конечном итоге отказался от их введения.
Я думаю, что тактика его поведения будет сейчас ровно такая же. Трамп, безусловно, анонсировал, что есть такая опция. Но одновременно с этим он пытается использовать различные способы воздействия на Российскую Федерацию и на все другие государства в том, что касается урегулирования ситуации на Украине и по иным вопросам, где ему необходима уступка.
Такого рода странное поведение, когда он говорит сначала одно, потом — второе, третье, и снова возвращается к первому, это такая, если хотите, абсолютная уловка, которую американский лидер использует еще со времен своего активного бизнес-прошлого.
Примерно теми же словами он все это подробно описывает в своей знаменитой книге «Искусство сделки».
Но не всегда правильно переносить бизнес-переговоры на реалии межгосударственного взаимодействия. Поэтому нам не всегда понятно, к чему это может привести, почему такой резкий тон, и почему с бухты-барахты возникают те или иные информационные поводы.
«СП»: Есть мнение, что Трамп специально поднял эту информационную волну вокруг 500-процентных пошлин, чтобы замять «дело Миндича». Поскольку выясняется, что Майк Помпео, возглавлявший Госдепартамент США при первом сроке Трампа, вошел в консультативный совет украинской военной компании Fire Point, которую как раз связывают с коррупционером Миндичем.
— Эти все вещи абсолютно взаимосвязаны, я согласен, что здесь мог быть такой элемент. Но одновременно с этим нужно понимать, что для американского президента происходящее на Украине — это далеко не самое главное.
Для него более насущным вопросом, например, является подготовка к возможному вторжению в Венесуэлу, которое сейчас активно раздувают в американских СМИ.
Мы должны понимать, что все эти инфоповоды — и санкции против России, и Украина, и Венесуэла, и многое другое, — они в целом вписываются в сценарий продолжающегося противостояния между республиканской администрацией и демократами.
Дело в том, что после своего оглушительного поражения в ноябре прошлого года на президентских выборах демократы сейчас пытаются взять реванш посредством таких мини-информационных кампаний и вбросов, которые постепенно подтачивают общий рейтинг Трампа. В надежде на то, что сначала на промежуточных выборах в 2026 году они могут отвоевать большинство в обеих палатах парламента, а затем в 2028 вернутся обратно в Белый дом.
Вот в чем заключается смысл наслоение одних информационных поводов на другие.
«СП»: Но согласитесь, выглядит странно, что ни Трамп, ни члены его администрации до сих пор никак не прокомментировали коррупционный скандал в Киеве. И о санкциях против Зеленского речи тоже не идет…
— Безусловно, это странно. Особенно, если учесть, что сам Трамп изначально говорил о том, что война* на Украине, это война Байдена, а он пытается эту войну закончить. Поэтому, если бы он, действительно, хотел снискать лавры миротворца и подвести конфликт к концу, то еще после саммита в Анкоридже он оказал бы давление на Зеленского и его европейских союзников.
А поскольку делать это он принципиально не стал и даже дезавуировал часть из того, что обсуждал с нашим президентом, то могу предположить: у него, по всей видимости, есть какой-то, в том числе и коммерческий интерес в той стране, которую мы сейчас называем Украина.