![]()
Фото: Наталия Губернаторова
тестовый баннер под заглавное изображение
Если бы корифей советской журналистики Юрий Черниченко, на чьих очерках о сельском хозяйстве училось не одно поколение пишущей братии, услышал то, что звучало с трибуны зала Госдумы 12 ноября 2025 года, он бы упал в обморок. Причем дважды: первый раз — от радости, потому что наконец-то мы накормили внутреннего потребителя. (У товарища Черниченко из текста в текст перетекает вопрос: почему наш комбайн и косит, и молотит, а содержимого закромов всё равно на всех не хватает?) Второй — от недоумения. Для тех, кто с очерками Юрия Дмитриевича не знаком, вот небольшой отрывок:
«Наше комбайностроение — самое крупное в мире! По числу выпускаемых машин оно раза в четыре перекрывает США, про другие страны и толковать нечего. Рядом с массовкой «Ростсельмаша» производства даже таких знаменитых фирм, как «Джон Дир», «Интернэшнл харверстер», «Нью-Голланд», есть штучный выпуск, как бы индпошив».
Это Черниченко написал в 1983 году. А сейчас как? Об этом депутатам рассказали министры, которые приехали в нижнюю палату на «правительственный час» – поговорить о судьбах агропрома.
По большинству видов продовольствия страна полностью обеспечена продукцией собственного производства, – начал за здравие глава думского комитета по контролю Юрий Морозов (ЕР), но….- Очевидно, что методы экстенсивного развития на устаревшей технологической базе практически исчерпаны.
О серьезном рывке, который совершил российский агропром, рассказала думцам глава Минсельхоза РФ Оксана Лут. Произошло это, конечно, при поддержке президента, правительства и парламента, особо отметила министр.
– Мы не только обеспечили внутренний рынок всем необходимым, но и стали мировой аграрной державой, поставляя свою продукцию в 160 стран мира, – сообщила Лут и добавила, что во многом такие результаты обусловлены внедрением новых технологий и ростом производительности труда. В этом плане сельское хозяйство — один из лидеров экономики. В агропроме трудятся более 6,4 млн человек. Но нужно еще больше: для ротации, по подсчетам Минсельхоза, ежегодно надо 160 тысяч человек «свежей крови». И ладно бы кадры в современном крестьянстве решали всё. Так ведь нет же.
К 2030 году нам необходимо добиться технологического лидерства, – произнесла госпожа Лут терминологию, от которой сразу повеяло сложными алгоритмами и непростыми решениями в сфере импортозамещения, – Что позволит обеспечить независимость от иностранных технологий и, главное, сохранить доступность продовольствия для наших граждан.
В переводе с официального на потребительский формула сводится к простому «агропром без импортозамещения = голод». Но это в будущем, причем в гипотетическом. Пока же ситуация выглядит следующим образом:
По зерну, мясу, рыбе, растительному маслу, сахару мы обеспечиваем себя с запасом, а к пороговым значениям по молоку, молокопродуктам, плодово-ягодной продукции, картофелю и овощам мы максимально приближаемся, – рассказала министр сельского хозяйства.
О рыбе, кстати, этой осенью говорил и Владимир Путин. Правда, у него немного другие данные…
“Мы по нормам Минздрава не дотягиваем пока до норм потребления морепродуктов и рыбы. Где-то там, по-моему, 28 килограмм на душу населения в год, а у нас где-то 23- 23,5 килограммов на душу населения, на граждан России. Поэтому здесь есть над чем поработать”, – сказал президент на полях ВЭФ в сентябре.
В конце октября на совещании с кабмином глава государства также коснулся рыбной темы, повторив, что россияне её недоедают. При этом Путин отметил, что по дальневосточному лососю улов в этом году превышает прошлогодние показатели. Вот тут данные российского лидера и Минсельхоза совпадают: по словам Оксаны Лут, лососевая путина-2025 действительно удалась.
А вот где мы хронически проседаем, так это в кормах и вакцинах для животноводства. В планах ведомства наладить производство 19 отечественных вакцин, чтобы российским хрюшкам и буренкам была не страшна зараза ни из Китая (на его северные районы Минсельхоз постоянно поглядывает), ни из Европы (оттуда, по словам Лут, ничего хорошего ждать не приходится). В идеале обеспеченность вакцинами должна быть такой, чтоб наш агропром чувствовал себя спокойно, даже «когда вокруг всё горит», обозначила перспективу министр.
Сохраняется проблема по закваскам, аминокислотам, кормовым ферментам, модифицированному крахмалу, витаминам и аскорбиновой кислоте. Тут до сих пор присутствует зависимость от импорта.
У нас биопром был могучий в Советском Союзе! Составами шла из Волгограда продукция, – с ностальгией заметил глава аграрного комитета ГД Владимир Кашин (КПРФ), – Бывшие наши центры пищевые сейчас притихли. Они должны этим заниматься, не министр должен этим заниматься, с нуля подыскивая площадки!
Могучим был не только биопром. С комбайнами в СССР тоже было всё неплохо. Знаменитая тройка «Нива» – «Колос» – «Сибиряк» из очерков Черниченко молотила в союзные закрома десятилетиями. «Сибиряк», кстати, – первый в мире двухбарабанный комбайн, разработка ВИСХОМа, и далеко не еденственная: бороны, ветродвигатели, дождеватели, зерноочистители, картофелесажалки, комбайны — список созданных институтом агрегатов по алфавиту доходит до букв «т». Некогда уникальный «Сибиряк», судя по всему, давно морально устарел. По словам главы Минпромторга Антона Алиханова, нам теперь нужны новые НИОКР и обратный инжиниринг. Взять на себя и то, и другие наверняка смогли бы ученые и инженеры ВИСХОМа. Но вот незадача: институт, созданный в 1928 году, начал методично разваливаться в 90-е и окончательно прекратил существование в 2015-м. Теперь на его месте высятся многоэтажки, обитатели которых едва ли подозревают, что степень сытости их желудков в горизонте до 2030 года напрямую зависит от непростого для понимания обывателя слова «энерговооруженность».